Руководитель Сбербанка Герман Греф считает, что школа должна со временем искоренить экзамены. Об этом банкир заявил на панельной сессии Сбербанка во время Восточного экономического форума во Владивостоке.
Человек с юных лет привыкает к тому, что его кто-то постоянно оценивает, а на экзаменах без оценки не обойтись. Подобная привычка негативно сказывается на будущем, отметил Греф.
«Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы, - я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа… Одна из моих личных целей - убить экзамены», - цитирует Грефа ТАСС.
Банкир описал свои детские воспоминания, как учитель размышлял кого из класса вызвать к доске.
«И вот это когда «сегодня будет отвечать», и рука учителя начинает... И у меня сердце сжимается. Потом я считаю, применяя все свои математические способности, чтобы подсчитать, с какой скоростью движется палец и в какой части располагается моя фамилия на букву «г». Потом я понимаю, что он ее перевалил, я выдыхаю, и тут палец возвращается обратно», - вспоминал Греф.
Процесс обучения должен быть другим, поскольку «мы выпускаем людей уже с инвалидностью» и без мотивации к развитию - так Греф охарактеризовал последствия упорной политики оценивания в школах.
Раскритиковал глава Сбербанка и советскую систему образования. «Меня все время удивляет, когда говорят, что у нас в Советском Союзе была прекрасная школа. Но при этом ужасная экономика и так далее. Страна развалилась», - приводит слова Грефа «КП». Если советская школа была столь эффективна, почему же с остальными сторонами жизни было всё настолько плохо, резонно заметил глава банка. Оказываясь за границей, советский человек «был в ужасе», что у иностранцев «не растут рога», а западные магазины были полны товаров, напомнил Греф.
В то же время, за профессией учителя будущее, подчеркнул глава Сбербанка. По его мнению, нужно перейти от стандартизированной системы образования классно-урочного типа к персонально-ориентированному обучению на виртуальной базе. Задача школы будущего – ликвидировать страх ученика и заменить страх оценки извне на стремления ученика к самооценке. Это и разбудит мотивацию к дальнейшему развитию, а сейчас достаточной мотивации нет, считает Греф.
Глава Сбербанка уже анонсировал запуск образовательной «Платформы новой школы». С 1 сентября её начали тестировать 15 российских школ. На данный момент это благотворительный и бесплатный проект.
Рассуждения Грефа вызвали резкую реакцию у главы общественной организации «Родительское собрание» Константина Долинина. По его словам, Греф «ничего не родил» и не разбирается в образовании. Впрочем, Долинин признал: в школе стало слишком много бизнеса, она превращается в услугу и нуждается в переменах.
Более взвешенно прокомментировал идею Грефа депутат Госдумы Олег Смолин. Отмена экзаменов породит две прблемы, сказал он. «Значительная часть детей просто перестанет учиться. Потому что внутренних стимулов у них нет, а внешних не будет. И вторая проблема — возникнет вопрос, как и по каким критериям поступать в вузы и средние специальные учебные заведения», - цитирует Смолина RT. Простой отменой экзаменов детям не вернуть стремление к учёбе, подчеркнул он.
Отменять экзамены излишне, в них должно быть место творчеству, надо подумать о смене их формы, отметил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
«Надо напомнить господину Грефу, что мы уже встали на путь отказа от экзаменов, потому что появление единого госэкзамена привело к отказу от вступительных испытаний в вузы», — приводит ФАН слова первого зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадия Онищенко. Он рассказал о том, что в детских садах уже появилась система баллов: малышей оценивают по уровню знаний и психологическим факторам. Расширение подобноей системы снизит необходимость в формальной оценке знаний, которую во многом справедливо критиковал Греф.
В Минпросвещения считают маловероятной отмену экзаменов в обозримом будущем. По окончании школы ребёнку нужна некая бумага, свидетельство о базовых знаниях и умениях, подчеркнул первый замминистра просвещения России Павел Зенькович.
Отметим, параллельно усилиям Сбербанка с его «Платформой новой школы» Минпросвещения меняет ОГЭ для девятиклассников и ЕГЭ для 11-х классов. В будущем учебном году в ОГЭ добавят возможность практических работ (компьютер на информатике и лабораторные опыты по химии).
По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, ЕГЭ всё больше отдаляется от привычной зубрёжки в сторону проверки умения понимать решения задач. Выпускникам стоит дать больше свободы в возможности выбирать, когда сдать экзамен, считает эксперт. В оследнее время вузы чаще учитывают результаты олимпиад даже у десятиклассников, а многие абитуриенты стандартным экзаменам предпочитают именно олимпиады. Это и понятно: можно распределить усилия по подготовке более равномерно в течение учебного года.