Партнерство КНР и РФ активизируется на площадке БРИКС
Преимущества переживающих лучший период своей истории китайско-российских отношений — это взаимодоверие высокого уровня и совершенные платформы сотрудничества. БРИКС — одна из главных платформ всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства Китая и России. Появившись на свет в форме концепции экономиста Джима О’Нила, БРИКС за десятилетие стала практическим инструментом взаимодействия на международной арене, энергично развивалась в двух направлениях — экономическом и политическом, служила якорем стабильности мировой экономики и щитом глобального мира.
В итоговой декларации последнего, 8-го саммита БРИКС на Гоа подчеркивается необходимость решения вопросов общими усилиями и в консенсусе, а также преодоления споров политическим и дипломатическим путем. Будучи ключевыми державами, постоянными членами СБ ООН, странами с формирующимися рынками, Китай и Россия, имеющие общие интересы и точки соприкосновения во многих аспектах, тесно координируют позиции и согласованно выступают на многих международных площадках, защищая мировой порядок.
В ходе недавнего визита председателя КНР Си Цзиньпина в РФ было опубликовано совместное заявление о ситуации на Корейском полуострове, в котором Пекин и Москва выдвинули совместную инициативу, основанную на предложенных Китаем идеях «двойного замораживания» — ракетно-ядерной деятельности КНДР и крупномасштабных совместных учений США и Республики Корея — и «параллельного продвижения» к денуклеаризации полуострова и формированию на полуострове механизма мира, а также на российском поэтапном плане корейского урегулирования.
Пекин и Москва единогласно высказались против размещения комплексов ПРО США и НАТО в Восточной Азии и Восточной Европе, указав на то, что подобные действия подорвут региональную стабильность. В итоговых декларациях предыдущих саммитов БРИКС отмечается: «Мы подчеркиваем исключительную важность неделимого характера безопасности и считаем, что ни одно государство не может укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств».
В декларациях БРИКС подчеркиваются принципы уважения суверенитета государств и невмешательства во внутренние дела, соблюдения международного права и общепризнанных норм международных отношений. В феврале текущего года Китай и Россия в очередной раз «нажали на клавишу вето» в ходе голосования СБ ООН по проекту резолюции о применении химоружия в Сирии. Ранее обе страны неоднократно при помощи этого инструмента замораживали принятие написанных Западом проектов по Сирии, которые противоречили международным нормам.
Уфимская декларация БРИКС призывает к решительной борьбе против попыток искажения итогов Второй мировой войны и переписывания истории. Си Цзиньпин и Владимир Путин участвовали в военных парадах в Москве и Пекине по случаю годовщин победы в войнах. В прошлом Китай и Россия сражались во имя общей победы, понесли наибольшие потери в борьбе с нацизмом и милитаризмом. В современном мире они поддерживают общие ценности человечества и имеют единые взгляды на историю. Они решительно стоят на защите мира и справедливых ценностей международного послевоенного порядка.
Заведующий Центром по изучению БРИКС при Пекинском педагогическом университете Ван Лэй в интервью «Синьхуа» заявил, что в качестве двух самых крупных стран БРИКС, имеющих мировое влияние, Китай и Россия регулярно согласуют позиции на двустороннем или многостороннем уровнях и являются двумя двигателями роста влияния БРИКС.
По словам Ван Лэя, Пекин и Москва, тесно координируя действия с другими странами БРИКС, стремятся говорить в унисон и способствовать решению таких острых международных и региональных вопросов, как сирийский кризис, проблема Корейского полуострова и украинский вопрос, а также таких важных задач, как предотвращение глобального потепления, обеспечение кибербезопасности и управление киберпространством, борьба с преступностью и обеспечение устойчивого развития.
Посол Китая в России Ли Хуэй заявил, что Китай и Россия мужественно и сплоченно несут державную ответственность и играют важную роль якорей в обеспечении регионального и глобального мира и стабильности.
На фоне слабого роста мировой экономики и роста антиглобалистских и протекционистских настроений Китай и Россия активизируют двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, реформируют систему глобального управления в интересах разных стран мира.
Две страны инициировали учреждение Нового банка развития БРИКС и Пула условных валютных резервов, которые нацелены на реформу международной финансовой системы и совершенствование глобального управления. Они являются важными финансовыми структурами для поддержки строительства инфраструктуры и больших проектов развивающихся стран и растущих рынков, служат защитной стеной от финансовых потрясений, идущих извне.
Дух БРИКС — открытость, толерантность, сотрудничество и обоюдный выигрыш на основе совместной координации, строительства и разделения выгоды. Этот дух проявляется в сопряжении строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» («Один пояс и один путь») и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые соответственно инициированы Китаем и Россией.
В мае 2015 года стороны, согласовав позиции, решили состыковать и совместно построить «Один пояс и Один путь» и ЕАЭС, что позволило им вместе разделить успехи этих начинаний. Таким образом, две страны вносят свой вклад в экономическую интеграцию.
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик отметил, что благодаря сопряжению двух проектов сможет быть создана могучая евразийская зона мировой геоэкономики, что придаст новый импульс региональной интеграции.
Китай и Россия активно совместно выступили за реформы квот в МВФ и содействовали вступлению в силу Положения о перераспределении квот и голосов в МВФ, что укрепило право голоса стран с формирующимися рынками на международном финансовом рынке.
Согласно докладу МВФ, вклад стран БРИКС в рост мировой экономики за прошлое десятилетие превысил 50%. До конца 2018 года объем экономики стран БРИКС составит 33% от мирового. Директор-распорядитель ВМФ Кристин Лагард считает, что страны БРИКС являются локомотивами формирующихся рынков, а более весомый экономический вес БРИКС укрепляет право голоса его стран при разработке международных правил и норм.
Объем торгового оборота Китая и России за январь — июнь 2017 года составил 39,78 млрд долларов, что на 25,7% выше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Структура двусторонней торговли регулярно оптимизируется. Торговля электрическими, электромеханическими продуктами и высокотехнологичными товарами растет на двузначные процентные величины. Активизируются инвестиции и стабильно реализуются крупные проекты в областях энергетики, ядерной отрасли, авиации и космонавтики, инфраструктуры. Бурно развивается электронная торговля, которая достигла объема в 2,3 млрд долларов в 2016 году. В рамках механизма БРИКС две страны осуществляют сотрудничество по защите прав интеллектуальной собственности.
Все эти успехи связаны с облегчением процедур торговли и инвестиций. Таможни двух стран постепенно упрощают процедуры и непрерывно расширяют перечень допущенных на рынки товаров. Стороны также приняли ряд мер по стимулированию торговой либерализации и экономической интеграции.
Очередная, 9-я встреча лидеров БРИКС в Сямэне — первая, которая проходит после того, как механизм вступил во второе «золотое десятилетие». Ее тема: «БРИКС: усиленное партнерство для блестящего будущего».
Как заявил Ван Лэй, Китай и Россия стали важными гарантами успехов сотрудничества БРИКС в течение его первого «золотого десятилетия», служили не просто инициаторами, но и движущей силой. «Стратегическое взаимодействие между Китаем и Россией весьма важно для обеспечения следующего «золотого десятилетия» БРИКС и позволит превратить БРИКС в один из важнейших механизмов глобального управления», — отметил Ван Лэй.
Голоса
Сергей Рябков, замглавы МИД РФ: Инициированный Китаем формат «БРИКС плюс» — новый диалоговый формат глобального охвата
«Констатируем с большим удовлетворением, что БРИКС продолжает консолидироваться, продолжает утверждаться на международной арене и уже превратился в незаменимый фактор влияния на международные дела», — заявил в интервью «Синьхуа» замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
«Несмотря на разные векторы внутреннего развития стран, о которых мы говорим, с точки зрения несовпадения задач, которые каждая из этих стран решает в приоритетном порядке, тех или иных обстоятельств, связанных со сменой власти... все это тем не менее не сказывается на характере нашего взаимодействия в БРИКС. По крайней мере, мы не видим его торможения, не видим угасания интереса никого из партнеров к этому формату», — заявил Рябков, комментируя 9-ю встречу руководителей стран БРИКС, которая прошла в китайском Сямэне 3-5 сентября. Дипломат отметил, что каждая страна привносит свою специфику в деятельность объединения. «Китай в этом плане не только не исключение, а пример для других... Я склонен согласиться с китайскими друзьями и коллегами, что БРИКС при китайском председательстве в текущем году вступает во второе «золотое десятилетие» своего существования».
Сергей Рябков назвал инициированный Китаем формат «БРИКС плюс» новым «диалоговым форматом глобального охвата». «Это вполне вписывается в ту роль, которую КНР играет в объединении и в целом в международных делах», — подчеркнул дипломат.
По словам замминистра, саммит в Сямэне ознаменовался внушительным пакетом итоговых документов, в котором получили должное отражение концептуальные подходы китайского председательства, в том числе по диалогу Юг-Юг.
О том, что Китай будет строить более широкое партнерство путем -диалога с развивающимися странами и международными организациями и искать модели расширения сотрудничества в формате «БРИКС плюс», в марте заявил министр иностранных дел Китая Ван И.
«Мы думаем, что «БРИКС плюс» в этом году покажет зримо и очевидно, что партнеры, приглашенные на саммит в Сямэнь, привнесли в обсуждение тематики саммита свою национальную окраску», — сказал замглавы МИД России.
Важное место в ходе дискуссии в рамках «БРИКС плюс», по словам Рябкова, заняли вопросы глобального управления, включая реформу ООН, вопросы климата и дальнейшего облегчения условий международной торговли с учетом тенденций к протекционизму и внедрению приемов недобросовестной конкуренции. «Все эти темы перекликаются в значительной мере с тематикой диалога Юг-Юг», — подчеркнул дипломат.
«Тематическая общность и подходы, которые мы обсуждаем и сопоставляем, я думаю, дают основания для уверенности в том, что диалог продуктивен и что это не разовое мероприятие. За опытом Сямэня последует продолжение подобного рода контактов и на других международных площадках», — считает Рябков.
По словам Рябкова, в БРИКС мало бюрократии, много диалога и поиска компромиссов. «Ничто в БРИКС не идет по принуждению, все проистекает из общего осознанного коллективного интереса».
«Правительства Бразилии, Индии, разумеется, руководство КНР в период председательствования Китая в БРИКС едины в этом с нами и с друзьями из Южной Африки, что БРИКС нужно укреплять и дальше, давать возможность ему работать».
Дипломат предложил сфокусироваться на сюжетах, которые объединяют все страны БРИКС, — борьба с терроризмом, усиление кибербезопасности, безопасность космической деятельности, недопущение гонки вооружений в космосе.
Артур Парфенчиков, глава Карелии: Cаммит БРИКС — новая глава в сотрудничестве регионов России и Китая
Накануне 9-й встречи руководителей стран БРИКС, которая прошла в городе Сямэнь китайской провинции Фуцзянь, врио главы Республики Карелия Артур Парфенчиков в интервью корреспонденту «Синьхуа» заявил, что у Карелии уже сложились партнерские отношения с провинцией Фуцзянь.
По словам Парфенчикова, у Карелии и провинции Фуцзянь много общего, здесь есть огромное пространство для сотрудничества. Оба региона обладают ресурсами в лесной и горнодобывающей промышленности, туризме, имеют значительный потенциал сотрудничества в сферах машиностроения, информационных технологий, культуры, образования и других.
Как отметил Артур Парфенчиков, у Карелии выгодное географическое положение и хорошая логистическая инфраструктура: железнодорожными и морскими путями она связана с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском и другими городами, а также имеет общую границу с Финляндией. Он считает, что Карелия будет привлекательна для китайских туристов — красивой природой и местами, связанными с культовым в Китае фильмом «А зори здесь тихие». Регион ведет переговоры с китайскими партнерами о разработке маршрутов, подходящих для туристов из Китая.
Говоря о сотрудничестве между странами БРИКС, Артур Парфенчиков отметил, что именно Карелия была выбрана для реализации первого в России инвестиционного проекта Нового банка развития БРИКС.
«Этот проект — строительство Белопорожской ГЭС-1 и Белопорожской ГЭС-2 — в настоящее время успешно реализуется. Он был начат 11 октября 2016 года, и до конца 2019 года две гидроэлектростанции общей мощностью 50 МВт должны быть построены, что позволит снизить дефицит электроэнергии в Карелии. Строительство электростанций благоприятно скажется на местной экономике. А рабочие, занятые в проекте, в основном привлекаются из местных жителей, что обеспечивает занятость в регионе», — подчеркнул Парфенчиков.
Глава Карелии оптимистично оценил перспективы развития многовекторного сотрудничества между странами БРИКС. По его словам, механизм взаимодействия БРИКС является отличной платформой для развития экономик стран — участников объединения, и в будущем он будет играть все более стимулирующую роль.
Встреча руководителей стран БРИКС в Сямэне — первая, которая проходит после того, как механизм вступил во второе «золотое десятилетие». В этом году в БРИКС председательствует Китай.
«Строительство гидроэлектростанций в Карелии — конкретное проявление результатов саммита БРИКС. Я считаю, что встреча в верхах в Сямэне позволит нам открыть новую главу в сотрудничестве с Китаем», — сказал Парфенчиков.