Итак, Госдепартамент США объявил о закрытии российского генконсульства в Сан-Франциско, а также торгпредств в Вашингтоне и Нью-Йорке, дав их сотрудникам целых два дня на то, чтобы освободить служебные помещения. В Госдепе это назвали ответом на сокращение персонала американской дипмиссии в Москве. Уже в субботу отобранные российские здания были «досмотрены» и взяты властями США под полицейский контроль. Наш МИД определил происходящее как «рейдерский захват», ведь здание в Сан-Франциско к тому же наша собственность, неприкосновенность которой чтут в Штатах. Но какое уж тут право собственности, когда все законы и нормы попраны...
Объяснения, что это всего лишь «технический осмотр в целях обеспечения безопасности помещений перед взятием на ответственное хранение», — вялая отмазка, не меняющая сути: в суверенное здание нагрянули с обыском местные власти.
В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года четко регламентируется «неприкосновенность помещений дипломатического представительства». Власти государства пребывания не имеют права вступать на территорию миссии без согласия ее главы. Запрещение носит абсолютный характер, из этого правила нет никаких исключений. Наш генконсул и торгпреды полицию не зазывали и чаю не предлагали. Настаивать и угрожать войти силой есть прямое нарушение международного права.
«На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения. Помещения представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий». В статье 24 Конвенции установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, даже в период разрыва дипотношений и вооруженного конфликта между двумя государствами! Пока вроде войны нет, но власти США вошли в наши помещения для обыска, как его ни называй. Да и дальше, что они там будут делать?
Ветераны Госдепа наверняка помнят: когда в 1979-м толпа иранских студентов взяла штурмом посольство США и захватила заложников, Картер планировал военную операцию по их освобождению, но тогда разбился вертолет со спецназом. В недавнем прошлом был захват американского консульства в Бенгази, погиб посол. Тогда эти варварские акции были категорически осуждены Россией, поддержавшей США в СБ ООН именно из-за несоблюдения Венской конвенции и нарушения святого принципа дипиммунитета. Но сами американцы такой прецедент творят впервые.
Показательно, что в американском общественном мнении и в СМИ нарушение иммунитета российских диппредставительств восприняли как должное. Почему? Во-первых, накануне из каминной трубы консульства... шел дым! Как предположила The New York Times, «там, где появляется дым над российским консульством, там появляются и теории заговора». По версии газеты, простые бдительные калифорнийцы, живущие по соседству, тут же вызвали пожарных: уж не случилось ли чего у русских, может, пожар? Так нет же, русские дипломаты не пустили огнеборцев за порог — мол, шмотки собираем и мусор жжем, помощь не нужна, сами справимся. Но тут местные экологи возопили о загрязнении атмосферы Сан-Франциско продуктами горения. Правда, пожарные, не зафиксировав «столба черного дыма», штраф наложить отказались и обещали соседям «следить за развитием обстановки». А в субботу приехали полицейские с фэбээровцами забирать пустое здание.
Черный дым над зданием консульства России в Сан-Франциско шел из-за «консервации здания, которую проводят в срочном порядке перед выселением по указанию американских властей», разъяснила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Впрочем, зачем эти деликатные формулы, все равно американцы уверены — русские жгли запрещенные бумаги. Ну и пусть думают.
Все секреты и дипломатические документы, в том числе содержащие персональные данные на запрашивающих визу американцев, или коммерческие тайны компаний США, выходящих на торгпредство, защищены Венской конвенцией. Потому наши дипсотрудники не только могли, но и обязаны были их уничтожить. Даже если при этом из трубы камина шел дым! Дали бы больше времени на сборы, может, и жечь бы не пришлось.
Кстати, все та же The New York Times дает объяснение, почему американские власти выбрали именно консульство в Калифорнии для вендетты: «Для российской стороны консульство в Сан-Франциско уступает по важности только нью-йоркскому, поскольку оно находится вблизи Кремниевой долины». А отсюда уже рукой подать до пресловутых «русских хакеров», которыми пугают в Америке детей.
Странная логика. Как же себе представляют цитируемые аналитики Пентагона процесс хакерства в Мировой сети? Зачем нужно быть рядом с Кремниевой долиной, чтобы хакнуть сайт Минобороны или (о ужас!) избирательный участок, разве издалека этого сделать нельзя, раз уж мы фантазируем по-взрослому?
Впрочем, когда эта игра переходит на новый уровень, логика, как и приличия, вообще отступает на второй план. Оказывается, все это грубейшее нарушение международного права творится во имя: нормализации диалога США с Россией. В заявлении Госдепа подчеркивается собственное благородство и учтивость манер: «Хотя неравенство по числу дополнительных объектов не исчезнет, мы решили разрешить российскому правительству сохранить некоторые дополнительные объекты, стараясь предотвратить дальнейшее ухудшение наших отношений».
The Guardian цитирует руководящего чиновника из американской администрации: «Здания, которые принадлежат русским, продолжат им принадлежать. Потом они сами решат, хотят ли они их продать или избавиться от них другим путем. Сокращение дипломатических связей между двумя странами не обязано быть безвозвратным. Тиллерсон и Лавров встретятся в Нью-Йорке в середине сентября на Генассамблее ООН». Выходит, все ради дружбы...
Принцип «око за око» поможет нам встать на путь сотрудничества? Новый посол РФ в США Анатолий Антонов в этом не уверен. Он отметил важность российско-американских отношений как для двух стран — членов СБ ООН, так и для спокойствия в мире: «Главное на сегодняшний день не допустить дальнейшей раскрутки спирали санкций». Ну а пока министр Лавров пообещал информировать коллег и «партнеров» о нашем ответе...