Ну что ж, наши чиновники не лыком шиты. Вот министр связи Николай Никифоров сообщает, что сам не занимается майнингом (условно говоря, электронным «печатанием» биткоинов) лишь потому, что не позволяют полномочия и мешает нехватка времени. Глава Сбербанка Герман Греф признал, что располагает «некоторым количеством биткоинов». Вчера полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил, что обсуждает майнинг криптовалют в ряде дальневосточных регионов.
Тем временем Япония узаконила использование биткоина в качестве платежного средства. В Китае физические лица могут участвовать в интернет-транзакциях на свой страх и риск, а власти контролируют лишь операции с биткоинами юридических лиц — биржами и иными торговыми площадками. В США штат Вашингтон первым официально признал биткоины деньгами, а в Кремниевой долине и на Уолл-стрит разрабатывается свод правил для криптовалют.
В России тем временем власти готовят биткоину свой подарок: вчера Николай Никифоров заявил, что разрабатываются правила налогообложения доходов от использования биткоина. «Такие операции должны облагаться не НДС или налогом на прибыль, а налогом на доходы физических лиц», — считает чиновник. Это очень по-российски: барашек не успел заблеять, а его уже стригут...
Напомним, что биткоины, один из видов криптовалюты, был разработан группой программистов. Поначалу вроде электронной игрушки: «безнадзорная валюта», у которой нет банка-посредника, процессинговых центров и т. п. Но с самого начала было известно, что количество биткоинов ограниченно, их нельзя украсть или подделать. И в биткоин поверили. Результат: в конце 2012-го он стоил 13,5, в апреле 2013-го — 266, а на прошлой неделе уже 5013 долларов.
Изменилась и функция: биткоин стал лучшим средством накопления и сбережения. Знаменитый инвестор Уоррен Баффет сказал: «Лучшее время продавать криптовалюты — это никогда!»
Сегодня как-то даже неудобно вспоминать, что в 2014 году Минфин предложил штрафы для юридических лиц в размере до 1 млн рублей за «выпуск и использование денежных суррогатов», а также за распространение программного обеспечения для их эмиссии. Под денежными суррогатами понимались прежде всего криптовалюты. Для граждан и должностных лиц министерство тоже предусмотрело штрафы до 100 тысяч рублей.
Еще через полтора года Минфин предложил ужесточить наказание — лишение свободы на срок до 4 лет для граждан и до 7 лет для руководителей финансовых организаций...
К счастью, сначала законопроект «затормозился» в экспертных службах, а потом и руководство министерства признало его «нерациональным в свете бурного развития технологий». Но и сегодня наши чиновники на криптовалюты косятся с подозрением: они опасны, ибо почти неконтролируемы. Замминистра финансов Алексей Моисеев говорит, что при операциях с биткоинами «государству нужно знать, кто в каждый момент времени находится на обоих концах финансовой цепочки. Если происходит транзакция, то люди, которые ее обеспечивают, должны понимать, у кого они купили и кому продают, совершенно как в банковских операциях». При этом чиновник обещает легализовать операции с биткоинами уже в 2018 году.
Судя по всему, «легализация» будет обкромсанной со всех сторон. Минфин планирует запретить обычным гражданам покупать криптовалюту, которая «является высокорисковым активом, с которым должны работать только опытные инвесторы». Но, как говорит один из лучших экспертов, экс-руководитель кафедры «Криптология и дискретная математика» МИФИ Александр Мамаев, это «значительно замедлит развитие крипторынка в России, отпугнет потенциальных инвесторов и в конце концов лишит страну одного из потенциальных источников экономического роста».
Заметьте: в США и Китае, где использование криптовалют развивается опережающими темпами, принося обеим странам немалые доходы, власти предоставляют наибольшую свободу именно частным лицам. В России, наоборот, хотят допускать к криптовалютам лишь «опытных инвесторов». И умалчивают о фискальном подтексте: рядовые граждане вынуждены будут либо забыть о криптовалютах, либо обращаться к услугам посредников-брокеров, и в этом случае операции будут облагаться подоходным налогом, а посредники получат проценты по операциям. То есть доходы казны — прежде всего.
Но верны ли расчеты? Сегодня приобрести биткоин или другие криптовалюты во всем мире не составляет труда: к услугам интернет-пользователей не только сетевые биржи, но также обменные сервисы и частные объявления. Запретить доступ к подобным интернет-платформам невозможно: каждый всегда сможет воспользоваться услугами анонимайзеров и VPN-сервисов, а вот российским регуляторам прибавится работы по ограничению доступа к сетевым площадкам.
Основатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров по этому поводу заявил: «Вместо того, чтобы ухватиться за шанс сделать мир более сбалансированным и вместе с Японией и другими азиатскими странами признать статус новых цифровых валют, идущих на смену доллару, из российского правительства слышны голоса «давайте запретим и ограничим». А ведь пришествие биткоина впервые за последние 70 лет дает мировой финансовой системе реальный шанс выйти из-под долларовой гегемонии США».
Вот и Билл Гейтс давно говорит: «Никто не может остановить биткоин!»