Репортер «Труда» протестировал самую длинную велодорожку, открывшуюся в этом году в столице
Столичные велосипедисты ликуют: городская власть наконец-то их услышала. В Москве начинает формироваться полноценная сеть веломаршрутов с цивилизованными парковками, местами отдыха и пунктами велопроката вдоль трасс. План на этот год — открыть 50 км велодорожек. Ближайшая перспектива — строительство полос для велотранспорта по мере реконструкции вылетных автотрасс.
А насколько эти объекты удобны для велосипедистов? Репортер «Труда» испытал на себе самую длинную велодорожку, открывшуюся этим летом в столице: 16-километровый путь, соединивший живописнейшие Лужники, парк Горького, Воробьевы горы, долину Сетуни и парк Победы.
В обычный летний будний день в два часа пополудни я взял старт на Новолужнецком проезде возле Северного ядра Олимпийского спорткомплекса.
14.07. Вихрем проношусь вдоль забора Лужников и с удовлетворением отмечаю: велодорожка не пересекается с враждебными потоками автотранспорта. Не мешают и колодцы водостоков — они оборудованы специальными польскими крышками, прорези в которых расположены не с убийственной для велоколес поперечно-продольной перпендикулярностью, а по диагонали. Справа мелькают Дворец спорта, Малая и Большая спортивные арены, универсальный спортзал «Дружба» с узнаваемой крышей. Выезжающие с территории спорткомплекса машины вежливо уступают дорогу велосипедистам, и вот я уже выруливаю на Лужнецкую набережную.
14.15. Короткий участок по Лужнецкой и 3 км по переходящей в нее Фрунзенской набережной — первая часть траектории, где довольно много людей, катающихся на роликовых коньках. А вот пешеходов почти нет: велодорожка проходит по открытой ветру и солнцу, приближенной к реке части набережной, в то время как пешим оставили тротуар рядом с домами. В середине набережной спешиваюсь и устраиваю первый привал. Под чаек из термоса наслаждаюсь видом Нескучного сада на противоположном берегу и вдыхаю речной запах.
14.35. Переваливать с Фрунзенской на Пушкинскую набережную приходится, поднявшись на Крымский мост. Но это маленькое неудобство компенсирует открывающаяся с моста замечательная перспектива юго-запада города. Чем удобны велопрогулки по озелененным ландшафтам, так это сочетанием относительно высокой скорости передвижения и безопасной езды (конечно, если не забывать смотреть вперед, а не только крутить головой налево-направо). Все-таки велосипед гораздо быстрее пешехода, а угодить в ДТП от неумеренного созерцания окрестных красивостей велосипедист рискует гораздо меньше по сравнению с человеком за рулем автомобиля.
14.40. Спуск к пешеходной набережной вдоль восточной рампы Крымского моста свободен. Правда, у забора ЦПКиО им. Горького дежурят охранники и полицейские, но велосипедиста они пропускают без звука.
14.50. Не проходит и четверти часа, как остаются позади музей «Бурана», пруды, Зеленый театр. Путешествовать по городу по специальной велодорожке — совсем не то же самое, что вечно уступать дорогу пешеходам, толкаться в подземных переходах, спешиваться перед бордюрными камнями и то и дело останавливаться на красный. Здесь, на помеченной белым велосипедиком полосе, хозяин — я. Некоторую досаду вызывает лишь спецтранспорт парка Горького, видимо, еще не уяснивший себе нового порядка вещей. Но он попадается достаточно редко...
Жаль так быстро прощаться с изумрудной Пушкинской набережной, и я спешиваюсь у первого замеченного по пути движения пункта велопроката. Кроме, собственно, великов (несколько свободных экземпляров с эмблемой сочинской Олимпиады под навесом ждут всадников), тут еще киоск с фастфудом и туалет. Как следует из расценок, первый час катания обойдется в 200 рублей, каждый последующий — вдвое дешевле (льготникам все вдвое дешевле, с такой же скидкой выдают в прокат и детские велосипеды), но в залог надо оставить 1500 рублей и предъявить паспорт.
— Что, мало желающих? — спрашиваю прокатчика, который, как мне показалось, немного заскучал.
— Почему? Берут, — с готовностью ответил паренек. — В выходные и по вечерам, конечно, больше...
15.05. Нескучный сад заканчивается Новоандреевским мостом. Эта точка и следующие за ней несколько сотен метров Андреевской набережной — первый участок на маршруте, где велосипедистам надо смотреть в оба. Все мало-мальски свободные пяди земли уставлены припаркованными автомобилями; довольно интенсивное движение и на проезжей части. К счастью, помехи длятся не очень долго: основная часть набережной пролегает в пределах природно-исторического и ландшафтного заказника «Воробьевы горы», так что машинам въезд сюда запрещен.
15.15. Вдыхая полной грудью свежий воздух, прокатываюсь по Воробьевской набережной и сворачиваю налево, на одноименное шоссе. Дальнейший путь лежит по Мосфильмовской улице, и начиная с этого момента дорожка сужается до двух метров (на всем предыдущем пути она была на метр шире). Перед «Мосфильмом» есть еще один требующий внимания участок. На перекрестке с улицами Косыгина и Пудовкина велодорожка делает резкий вираж, оказываясь на четной стороне Мосфильмовской, чтобы в створе улицы Пырьева вернуться на нечетную сторону.
15.30. Последний километр преодолеваю повернув направо, на улицу Улофа Пальме. Минуя красивый Круглый пруд в пойме Сетуни, выскакиваю на Минскую улицу. При въезде на путепровод над железнодорожными путями Киевского направления смотрю в оба: мост тут пока не расширили, и двигаться приходится в одной полосе с автомобилями. И вот он справа — финиш в парке Победы...
Что в сухом остатке? Меньше чем за два часа я проехал по нескольким паркам столицы, надышался кислородом и получил массу приятных впечатлений. Не будь велодорожки, на аналогичный путь в велоседле ушло бы минимум в полтора раза больше времени. И это я еще не поехал дальше (каюсь, просто устал) — по сопряженной, уже открытой раньше дорожке через Кутузовский проспект и улицу Барклая в Филевский парк.
Более или менее заметных минуса всего два. Дорожные службы маловато внимания уделяют занимающим велодорожки машинам и пешеходам. Недостаточно также информации о пунктах велопроката. По официальной информации, сейчас на маршруте открыто 13 таких точек.
Но лиха беда начало! Как объясняют в столичном департаменте транспорта (именно этой структуре поручено создание новых велодорожек), для них процесс пилотного проектирования оказался настоящим квестом. Исследование территории, обмеры и работа над проектом стартовали ровно год назад, а эскизный проект дорабатывался в течение нескольких месяцев. А уж мест, где можно учесть набранный опыт, в Москве, к счастью, навалом.
Работа по обустройству велодорожек в Москве ведется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы г. Москвы на 2012-2016 годы».
Сейчас в столице обустроено 82 км велодорожек, в том числе более 68 км — на озелененных территориях (остальное — внутригородские уличные трассы Беляево — Чертаново и Марьино — Капотня).
Максим Лискутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта
— На портале velo.mos.ru представлена информация о городской инфраструктуре велосипедного движения, о маршрутах, о том, где можно починить велосипед, а также о том, какие новости связаны с проведением мероприятий. Пользователи велосипедов могут дать свои предложения по разработке специальных новых веломаршрутов, которые мы обязательно учтем в следующем году для подготовки к велосезону.
Основные правила дорожного движения для велосипедистов
Ездить на велосипеде по улицам и автодорогам разрешается с 14 лет. Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также не держась за руль запрещено.
На проезжей части следует держаться как можно ближе к правому краю. Не допускается движение велосипедистов более чем в один ряд. Разрешается выезжать на обочину и передвигаться по ней, если это не создает помех пешеходам.
Перед выездом в город следует проверить исправность тормозов и звукового сигнала. При движении в темное время суток на велосипеде спереди обязательно должна быть установлена фара бело-лунного цвета, а сзади — фонарь или световозвращатель красного цвета.
Поворачивать на перекрестках велосипедистам не разрешается в случае, если на дороге есть трамвайные пути либо в данном направлении движение осуществляется более чем по одной полосе (а также если на перекрестке установлены соответствующие запрещающие знаки). Перед поворотом следует обозначить предстоящий маневр несколько иным, чем это предписывается автомобилистам, способом. Поворот в противоположную сторону обозначается согнутой в локте рукой.