Как наша Донна Анна изменила их Дон Жуану

В афише гастролей миланского театра значатся три представления «Дон Жуана» и один симфонический концерт

Все шесть лет, что тянулась реконструкция исторического здания Большого театра, нам обещали сразу по окончании ремонта осчастливить публику гастролями легендарного миланского театра «Ла Скала». И вот свершилось. Но дорогие и в прямом, и в переносном смысле гости побалуют нас исключительно Моцартом.

В афише три представления «Дон Жуана» и один симфонический концерт из трех (39, 40, 41) самых шлягерных симфоний зальцбургского гения. Программа, конечно, изысканная, но уж очень лаконичная. Сравним: в 1964 году, в свой первый приезд в нашу страну, «Ла Скала» показывал «Турандот» с Биргит Нильсон, «Лючию ди Ламмермур» с Ренатой Скотто, «Трубадура» с Джульеттой Симионато и Карло Бергонци, «Севильского цирюльника» с Николаем Гяуровым, «Богему» с Миреллой Френи и «Реквием» с Леонтиной Прайс. Причем «Богемой» и «Реквиемом» дирижировал легендарный маэстро Герберт фон Караян. Ровно через 10 лет итальянцы привозили «Золушку», «Симона Бокканегру», «Аиду», «Тоску», где блистал Пласидо Доминго, и совершенно шедевральную «Норму» с фантастической Монтсеррат Кабалье. А 23 года назад итальянцы представили «Капулетти и Монтекки», «Так поступают все женщины», снова «Турандот» и «Адриенну Лекуврер».

Но тогда великий театр приезжал в великую страну. Современной России далеко до мощи СССР, а «Ла Скала» — театр, который ныне знаменит больше своими забастовками, нежели премьерами. И если уж Большой театр как заказчик был поставлен перед условием выбрать лишь одно название, то, наверное, интереснее и правильнее было бы показать в Москве не «Дон Жуана». Именно этот ласкаловский спектакль наш федеральный телеканал «Культура» показывал в прямой трансляции 7 декабря минувшего года, когда миланский театр открывал свой прошлый сезон. И права на трансляцию, и организация подобных гастролей стоят немалых денег. Зачем дважды тратить бюджетные средства фактически на одно и то же? И уж совсем обидно, что музыкальный руководитель театра «Ла Скала» Даниэль Баренбойм по гамбургскому счету подготовил для Москвы беззвездный состав исполнителей. Например, на сцену Большого театра не выйдет главная русская звезда Анна Нетребко, певшая на премьере в Милане партию Донны Анны.

Пожалуй, самый любопытный момент в московской презентации спектакля возникнет во втором действии, когда по прихоти режиссера Командор является Дон Жуану и Лепорелло из центральной ложи. На премьере в Милане он стоял между кресел президента и председателя совета министров Италии. Загадка, впустят ли Каменного гостя хозяева нашей Царской ложи: