«Зенит» опять залез в трубу

 Питерский клуб продолжает бить рекорды – на зависть арабским шейхам

 В заключительный день окна футбольных переходов Европу сотрясли две трансферные «бомбы». Запал подожгли в Санкт-Петербурге: местный «Зенит» совершил двойную покупку на сумму в 100 миллионов евро.

В то время как другие российские клубы укрепились заблаговременно и уже пробуют новичков в деле, «Зенит» до последнего держал поклонников в неизвестности. Тактика выжидания стала логичным следствием питерских амбиций. Вместо котов в мешке чемпионы России искали сложившихся мастеров, способных влиться в готовый коллектив и добавить ему мощи в преддверии Лиги чемпионов.

Халк – это по-нашему

Игроков, соответствующих этим требованиям, на всю Европу нашлось только два, и оба – в чемпионате Португалии. Бразильский форвард Халк, защищавший цвета «Порту», и бельгиец Аксель Витсель, приглашенный из «Бенфики», потянут на статус мировых звезд – особенно Халк, на долю которого пришлось 60 млн из 100.

Этими трансферами «Зенит» обновил лист самых дорогих покупок за всю историю российского футбола. Да и на международной арене этим летом трансфер Халка стал рекордным. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что на бразильца столь же рьяно претендовал «Челси», – и «Зенит», прибавляя миллион за миллионом, в итоге перебил предложение лондонского гранда.

Однако так ли уж стоит радоваться? Ведь «Челси» наверняка нашел бы ресурсы и на Халка, и на других звезд – но счел нужным придержать их. В солидных клубах следуют долгосрочной концепции развития и расточать бюджет направо и налево в ущерб стратегическим целям не станут. Казалось, что эту тенденцию может нарушить появление на футбольной карте Европы арабских шейхов, но и они не спешат расставаться со своими нефтедолларами. Подшефный ближневосточным магнатам парижский «ПСЖ» не позволяет себе тратить на одного футболиста свыше 40 млн. Другой такой клуб – «Манчестер Сити» – провернул за лето лишь один трансфер на сумму 20 млн. Альтернативная концепция «бездонной бочки» процветает только в России. Парадоксально, но чем усерднее «Зенит» пытается догнать заграничных соперников по уровню состава, тем больше отдаляется от них с точки зрения ведения дел.

Важно не только количество нулей в трансферных суммах, но и источник клубного дохода. В Европе лишь четверть бюджета приходится на спонсорские вливания – причем эта доля распределяется между несколькими «донорами». Остальное добывается самостоятельно – за счет продажи билетов на стадион, прав на телетрансляции, атрибутики. Необходимость зарабатывать учит жить по средствам: ни один трансфер не состоится, пока его участники не убедятся в благоприятных последствиях. Показательна история о том, как мадридский «Реал» заплатил за Криштиану Роналду свыше 90 млн евро, а затем вернул затраты за счет футболок с его фамилией, сбыв их за год более миллиона.

Иное дело «Зенит». Питерский клуб, вероятно, самый успешный в России по сбыту билетов и фирменной продукции, и все же подавляющую часть клубного бюджета (около 80%) покрывает спонсор – «Газпром». С госкорпорации спрос особый: для многих ее благосостояние и собственное незавидное положение – звенья одной цепи. «Питер купил нового игрока? Жди повышения тарифов на газ», – звучит как анекдот, но именно так болельщики реагируют на трансферы «Зенита».

Кого сейчас устроят аргументы, доказывающие, что между инвестициями «Газпрома» в футбол и нищенскими пенсиями связи нет? Или слова президента «Зенита» Дюкова, что оплата за Халка и Витселя растянется на три года, благодаря чему дополнительных отчислений спонсора не потребуется? Наконец, многие ли способны утешиться мыслью, что новобранцы помогут «Зениту» лучше представить страну в Лиге чемпионов? Да и нужна ли гипотетическая победа, достигнутая такой ценой?

Мы превращаемся в чемпионат Катара?

Вряд ли эти вопросы имеют однозначное решение. Ясно одно – социальная несправедливость в нашем обществе слишком велика, чтобы клубы-богатеи могли щеголять неограниченными возможностями на футбольном рынке, не вызывая неприятия со стороны своей же аудитории.

Внакладе и профессиональная этика. Чем выше поднимает ставки «Зенит», тем больше обваливается рынок. За разумные деньги в Россию уже не поедут – ведь могут же дать больше! Страдают прежде всего такие клубы, как «Спартак» и ЦСКА, живущие за счет частного капитала. Также «обвалятся» судьбы футболистов, которые приедут в Россию не играть, а зарабатывать – словно в Катар или Китай. Год назад такой выбор сделал Самуэль Это’О, променявший миланский «Интер» на «Анжи», – с тех пор его трансферная цена упала почти в два раза.

Европейская пресса полнится ироничными комментариями к переезду Халка в Петербург. «Что ж, это будет последний раз, когда мы о нем слышим», – съязвил итальянский нападающий Марио Балотелли. Да и сам Халк выглядит заложником битвы кошельков. «В субботу я еще играл за «Порту» в чемпионате Португалии. Мы победили, а я забил гол. После игры я сказал, что хотел бы остаться в команде. И вдруг сегодня мой менеджер сказал, что «Зенит» договорился с «Порту». Теперь все мои мысли о другом клубе», – поведал бразилец. Похоже, пострадавших от стомиллионной «бомбы» «Зенита» найти гораздо легче, чем довольных ею.

Самые дорогие покупки в истории наших клубов

Кто Откуда Куда За сколько
Халк «Порту» «Зенит» 60 млн евро
Аксель Витсель «Бенфика» «Зенит» 40 млн евро
Мигель Данни «Динамо» «Зенит» 30 млн евро
Александр Бухаров «Рубин» «Зенит» 30 млн евро
Самуэль Это’О «Интер» «Анжи» 27 млн евро
Бруну Алвеш «Порту» «Зенит» 22 млн евро
Карлос Эдуардо «Хоффенхайм» «Рубин» 20 млн евро
Балаж Джуджак «Анжи» «Динамо» 19 млн евро
Манише «Порту» «Динамо» 16 млн евро
Доменико Кришито «Дженоа» «Зенит» 15 млн евро

 

Голоса

Борис Игнатьев, экс-тренер сборной России:

– Конечно, это сумасшедшие деньги. Но обычно покупки делают по средствам. У кого все благополучно – идет покупать пиджак серьезного бренда, у кого похуже – на вещевой рынок. Да, «Газпром» – государственная компания. Но лично у меня нет точной информации о том, что были потрачены деньги непосредственно налогоплательщиков. Может быть, кто-то из своего кармана заплатил? И, кстати, в последнее время игроков именно мирового уровня наши клубы редко покупают. С Халком и Витселем я могу сравнить только Это’О. А в остальных случаях это, как правило, деньги, выброшенные на ветер. Хоть и меньшие суммы, но потерянные. Потратят на легионера 2–3 млн евро, а он с лавки не слезает, и в деле мы его практически не видим. Это разве лучше? Об эффективности произведенных сейчас трат можно будет судить по окончании группового турнира Лиги чемпионов.

Анатолий Бышовец, экс-тренер сборной России:

– Деньги за футболистов заплачены огромные. Но хороший результат в еврокубках в какой-то мере покроет эти затраты, причем чем дальше пройдет питерская команда в розыгрыше главного клубного турнира, тем в большей мере эти громадные финансовые вложения окупятся. С другой стороны, игрокам еще необходимо время на адаптацию к жизни в северном городе и на поиск взаимодействия с новыми парт­нерами. 

 

Конечно, у многих болельщиков может возникнуть недовольство. Ведь, в отличие даже от «Анжи», потрачены не личные деньги Керимова, а «Газпрома». И все же надеюсь, что столь индивидуально сильные игроки окажут свое влияние на молодежь «Зенита» в плане повышения ее мастерства.

Александр Мирзоян, экс-игрок сборной СССР:

– Как человек из российского футбола, не могу обойти вниманием такой момент. Затратив сумасшедшую сумму на нападающего, «Зенит» вынужден будет ставить его на игру в каждом матче. Значит, все чаще начнут садиться на лавку россияне – Кержаков и Бухаров. С уменьшением их игровой практики атакующая мощь сборной России может ослабиться. Так что я считаю, «Зенит» потратил бы эти деньги более эффективно, вложив их в детский и молодежный футбол. У нас могли бы вырасти собственные Халки. А пока что в России идут только разговоры о том, что надо заботиться о детском футболе. На деле происходит нечто противоположное.