Дети сыграли в заложников

В рязанской школе учеников заставили изображать трагедию Беслана

Вчера директор рязанской школы, где на линейке ученики инсценировали трагедию в Беслане, заявила о готовности уволиться. С помощью экспертов «Труд» установил, что подобные спектакли могут нанести детям психологические травмы.

Утром в пятницу, 3 сентября, на линейке ученики школы № 1 в Рязани показали инсценировку трагических событий в Беслане. Напомним, что в сентябре 2004 года при захвате бесланской школы № 1 погибли более 330 человек, из них свыше 180 — дети. Участвовавшие в спектакле школьники кричали, будто их захватили террористы, падали, рыдали и молились Богу. По словам очевидцев, многие из собравшихся детей, смотревших спектакль, плакали.

Директора просят уйти

Сообщение о постановке вызвало волну возмущения блогеров. Пользователи интернета уверены, что дети не должны видеть подобных сцен. В Сети началась кампания с просьбами к директору школы № 1 Ольге Горьковых покинуть свой пост. Вчера Горьковых заявила о том, что готова уволиться, если того просит общественность, хотя и не согласна с критикой в адрес школы.

«У меня скорбное отношение к тому, что сейчас происходит, — заявила Ольга Горьковых журналистам. — Люди нас не поняли. В интернете написано, что мне как директору школы теперь нужно уйти с того места, которое я занимаю. Хорошо, я уйду. Но я думаю, что это будет неправильная позиция». По ее словам, спектакль вызывал у детей серьезные эмоции, главными из которых были сопереживание и желание объединиться против общего врага — террора.

Прямой путь к фобиям

Мнения психологов, опрошенных «Трудом», о необходимости подобных представлений разделились. «Это, безусловно, неполезно, — заявил „Труду“ руководитель Центра правовой психологической помощи Михаил Виноградов. — Детей зря вовлекли в эту постановку». По его словам, у тех учеников, которые непосредственно участвовали в сценке, спектакль мог снизить восприятие человеческого горя. «Теперь психологически для них эта трагедия — игра, что то, что можно показать в театрализованном представлении», — пояснил он.

К тому же, по мнению эксперта, участие в постановке могло заложить в детях основы для будущих фобий. «Даже у взрослых актеров игра смерти и трагических событий вызывает тяжелые психологические переживания, — рассказал Виноградов. — У детей же это может вызывать последующие страхи, в том числе боязнь терактов, боязнь линеек, боязнь школы». А для тех детей, которые выступили в качестве зрителей, по мнению Михаила Виноградова, представление могло стать шоком. «Маленькие дети еще не умеют сопереживать, для них это шок, страх, чувство незащищенности, отсюда и слезы», — пояснил он.

«Это старая педагогическая практика»

В то же время психолог Лора Сухаржевская отнеслась к инициативе рязанской школы положительно. «Когда я училась в школе, мы на 9 Мая также показывали военные сценки с пулеметными очередями, погибшими, и тоже все плакали, — рассказала она „Труду“. — Это старая педагогическая практика, чтобы вызывать у детей сочувствие, чувство патриотизма, сплоченности против беды. Родители не хотят, чтобы дети переживали негативные эмоции. Но мир состоит не только из позитива. Как еще „оранжерейным“ детям понять, что ощущали эти дети в Беслане и чем грозит терроризм? Слова ведь несут в себе только 15% информации».

Совет родителям

Эксперты в области образования полагают: в своих намерениях почтить память детей Беслана Горьковых «явно перегнула палку». «Сострадание можно вызывать другими методами: минутой молчания, показом фильма о Беслане, — заявила „Труду“ председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. — Можно было пригласить в гости бесланских детей, дать им пообщаться с рязанскими. Педагогический эффект был бы огромен.

Но задействовать в таких постановках детей — прямой путь к психологическим травмам и фобиям. Ситуации испуга не проходят бесследно». По ее словам, родителям, узнавшим о возможности участия их детей в подобных концертах, лучше лично попросить директора избавить ребенка от игры в спектакле.

Сценарий «бесланской» линейки в рязанской школе