Несмотря на все заверения руководителей правительства, положение AirUnion за последние дни не улучшилось. По всей стране продолжаются задержки вылетов и отмены рейсов. Только в столичном аэропорту Домодедово вчера к середине дня скопилось около десяти отложенных рейсов, а в Петропавловске-Камчатском пассажиры не могут улететь с 27 августа.
Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку по фактам многочисленных задержек рейсов, на следующей неделе начнет свое расследование и Счетная палата.
Другие крупные российские перевозчики решили не дожидаться вердикта властей и приступили к переделу отечественного авиарынка. На AirUnion приходится более 7% пассажирских авиаперевозок в стране (3% из них занимает компания "Красэйр", входящая в альянс). При этом AirUnion является фактически монополистом на многих направлениях, в частности на дальневосточном.
Активно в борьбу за долю AirUnion уже вступили две крупные компани: "Трансаэро" и "Аэрофлот". Первая немедленно сделала агрессивный маркетинговый ход. Ее руководство объявило о снижении тарифов на своих регулярных рейсах. С 10 сентября стоимость тарифов на внутренних маршрутах будет снижена на 3%, а на наиболее доступных - на 5%. По СНГ тарифы снизятся на 2%, в страны дальнего зарубежья - на 1,5%. Как отмечают в компании, такое удешевление стало возможным благодаря тому, что у "Трансаэро" "самый топливоэффективный парк в России". Справедливости ради отметим, что в действительности экономия пассажиров при покупке билетов вряд ли превысит несколько сотен рублей, но и этого будет вполне достаточно, чтобы переманить клиентов у проблемной AirUnion.
"Аэрофлот", в свою очередь, стал стремительно осваивать маршруты, по которым ранее летали самолеты "Красэйр". Так, например, с 11 сентября компания начинает выполнять по пять регулярных рейсов Красноярск - Норильск - Красноярск. В Красноярск на постоянное базирование уже отправился самолет "Аэрофлота" Ту-154. До конца года количество бортов компании в Сибири должно возрасти до семи.
Очевидно, что в конкурентной борьбе за бывшую вотчину AirUnion примут участие не только две эти авиакомпании. Другим вероятным участником передела наверняка станет S7. В компании, впрочем, такую возможность пока предпочитают не комментировать.
налоги
АВИААЛЬЯНС ОТДЕЛАЛСЯ ЛЕГКИМ ШТРАФОМ
Ко всему прочему AirUnion увяз в судебных тяжбах. Так, авиакомпании "Красэйр" удалось оспорить предъявленные ей ФНС налоговые претензии. Напомним, что ранее налоговики обвинили руководство компании в налоговой минимизации. Общая сумма доначисленных налогов, штрафов и пеней тогда составила 1,53 млрд. рублей. Однако по результатам судебного разбирательства с "Красэйр" удалось получить лишь 310 миллионов рублей.