В ту пору у нас считалось, что качественные изделия не нуждаются в рекламе, она напрямую связывалась с намерением не очень добросовестных людей всучить нам свой залежалый товар. Когда на наших телеэкранах впервые появилась реклама - а было это в 70-е годы, во время международных футбольных матчей, где по периметру поля стояли щиты разных мировых фирм-производителей, - знаменитому спортивному комментатору той поры Николаю Озерову приходилось всякий раз извиняться перед зрителями: таковы, мол, условия трансляции матчей, проводимых УЕФА, тут нет никакой нашей инициативы и ни одной копейки от рекламы мы не получаем.
В 1990 году на тогдашнем ЦТ за минуту до начала главной информационной программы "Время" вдруг появлялось название одной известной итальянской фирмы (здесь и ниже не стану упоминать никого из рекламодателей, чтобы меня не заподозрили в потворстве их бизнесу). Помнится, тогда я разразился публикацией, где не поленился подсчитать, сколько часов, месяцев, лет (суммарно) крадет из жизни многомиллионного населения одна эта бесцельно проведенная зрителями у экранов минута. Получилась какая-то астрономическая цифра.
Сегодня это смешно - по сравнению с тем временем и теми суммами, что связаны с рекламным бизнесом в эфире. Нетрудно догадаться: если бы аппетиты всех сторон рекламного процесса были поумереннее, если бы законодатели решительнее защищали интересы миллионов зрителей, если бы деятели искусства, снимающиеся в рекламных сюжетах, были строже в оценке того, что им предлагают делать на экране, - многие раздражающие общественное мнение моменты в организации телерекламы можно было бы без особых трудов исправить. Скажем, запретить прерывать в эфире фильмы, в особенности классические. Эта мера в ряде стран уже узаконена, наши же думцы ограничились смехотворной полумерой: наложили запрет лишь на короткие, менее четверти часа, программы, на передачи для детей.
Зрителей справедливо возмущает, когда одна и та же реклама по многу раз повторяется даже внутри одного блока. Телеканалы, заключившие контракт на количество показов, не следят, чтобы развести их по сетке вещания. Я уж не говорю о тематических совпадениях: скажем, одна за другой идут рекламы средства для похудения, доказывающие, что именно оно и никакое другое дает замечательный эффект.
О рекламе медицинских средств стоит сказать особо: достаточно, оказывается, выложить кругленькую сумму, чтобы на телеэкране день и ночь крутилась похвала сомнительному снадобью. Наша газета писала недавно об отсутствии каких-либо целебных свойств у широко разрекламированного в эфире циркониевого браслета. Известные кинематографисты, к сожалению, своим авторитетом поддерживали иллюзию, будто это средство снижает артериальное давление. Один популярный артист в рекламном раже даже заявил о себе: "Давления - никакого!", забыв, очевидно, что такое бывает лишь с покойниками.
Особое возмущение вызывают две темы в рекламе - прокладки и пиво. Первые - из-за бесцеремонного вторжения в сугубо интимную сторону жизни прекрасной половины человечества. Второе - в связи с угрозой алкоголизма среди несовершеннолетних. На этой неделе Патриарх всея Руси Алексий II в очередной раз упрекнул ТВ в создании привлекательного образа подростка с пивной бутылкой в руках.
Надо признать: резкая общественная критика не прошла даром. В последнее время стало чуть меньше рекламы тех же прокладок на экране. Стали чаще появляться рекламные клипы, сделанные с воображением и с юмором. Назову, скажем, три сюжета, стилизованные под всенародно любимые кинокомедии: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Берегись автомобиля" и "Подкидыш". Или забавную рекламу-сценку с продавцом, который все спрашивает у покупательницы, "скоко" ей взвесить товара. Если уж суждено нам каждодневно общаться с телерекламой, то пусть она будет хорошо сыгранной актерами, умело поставленной и снятой.
Жаль, конечно, что сегодня на экранах почти не осталось так называемой "социальной", служащей благородным общественным целям рекламы. Помните: "Позвоните родителям"? Или превосходная, снятая на высоком художественном уровне серия "Всемирная история". Или антиникотиновый клип с пепельницей, полной трупов, с которого началась слава Ю. Грымова...
К сожалению, сейчас все меньше тех, кто готов выложить кругленькую сумму за нравственное или физическое совершенствование сограждан. Государство, ссылаясь на напряженку с бюджетом, перестало субсидировать социальную рекламу, а толстосумы радеют лишь о своих финансовых интересах.