КВОТЫ НА ВОЗДУХ

В Йоханнесбурге закончился "саммит Земли", организованный ООН. Для мировой общественности этот саммит знаменателен тем, что Россия устами премьера Михаила Касьянова пообещала в ближайшем будущем ратифицировать Киотский протокол. Это означает, что документ может вступить в действие даже без участия в нем США.

Киотский протокол, принятый в японском городе Киото, закрепляет количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению поступления парниковых газов в атмосферу. Суть этой системы заключается в том, что каждая из стран, взявших на себя подобные обязательства, получает разрешение на выброс строго определенного количества парниковых газов. Квоты могут быть превышены, но в таком случае необходимо будет выкупать право на дополнительные выбросы у государств, не выбравших своей нормы.
Документ предполагает сложный механизм введения его в действие и контроля за выполнением. Необходимо, чтобы договор ратифицировало большинство основных загрязнителей атмосферы, отвечающих за 55 процентов выбросов углерода. На сегодняшний день ратификация протокола Россией, которая несет ответственность за 17 процентов выбросов, дает возможность ввести его в действие без участия американцев, на которых приходится 36 процентов загрязнения окружающей среды. Вашингтон официально отказался ратифицировать документ, мотивировав этот шаг национальными интересами.
Заявления премьер-министра Касьянова в Йоханнесбурге прозвучали однозначно: "Россия подписала Киотский протокол, и сейчас мы готовимся к его ратификации. Думаю, что это произойдет в ближайшем будущем". Однако окончательная оценка экономического эффекта от его ратификации будет произведена лишь во время осенней сессии Госдумы. Надо отметить, что у договора есть не только сторонники, но и противники.
Первые сулят огромную выгоду, если протокол будет одобрен российскими депутатами. Суть ее - возможность торговать квотами на выбросы углерода в атмосферу, что в перспективе позволит заработать десятки миллиардов долларов. Полученные деньги пойдут на модернизацию топливно-энергетического комплекса страны.
Противники же выдвигают свои доводы. Угольная промышленность России пользуется устаревшими технологиями. В нефтяной промышленности на данный момент только 6 проц. нефти производится с минимальным ущербом для окружающей среды. Все это приведет к тому, что предоставленная России квота может быть легко превышена. Кроме того, нам еще предстоит доказать точность оценки количества своих выбросов. Если этого не удастся сделать, то надежды на быстрое обогащение окажутся напрасными. Короче, для получения реальных выгод нам предстоит еще проделать большую работу.
Это понимают многие специалисты, которые заявляют, что в конечном итоге ратификация Киотского протокола необходима. Но прежде, чем сделать такой шаг, нужно многое взвесить и просчитать. Об этом заявил и президент России Владимир Путин на недавней пресс-конференции. Он отметил, что Россия настроена на ратификацию этого документа, но вопрос весьма сложный, и им должны заниматься специалисты.