ГОНИМЫЕ НЕЛАСКОВОЙ СУДЬБОЙ

Милостивое согласие правительств Новой Зеландии и крохотного государства Науру в Тихом океане предоставить убежище 400 афганским беженцам с норвежского сухогруза "Тампа" ослабило накал дипломатической перепалки между Осло и Канберрой. А все началось с того, что капитан судна Арне Риннан подобрал несчастных, терпевших бедствие в открытом море, но стоило тем обсохнуть, как они потребовали изменить курс и высадить их на побережье Австралии.

В Канберре рассудили так: нечего потакать нелегальным иммигрантам, создавая опасный прецедент, и отказались приютить афганцев.
Возник конфликт. Норвежцы, чей капитан Риннан мгновенно превратился в национального героя, настаивали, чтобы австралийцы приняли у себя "живой груз" с их судна. Даже намекали, что негоже, мол, потомкам бывших каторжников вести себя так нецивилизованно и захлопывать двери перед людьми, которые ищут спасения на чужбине от суровых нравов правящих в Афганистане талибов. В ответ австралийцы парировали: закон един для всех и пускать на самотек такой деликатный процесс, как обустраивание и натурализация беженцев, им не резон.
Да и никому не пожелаешь ситуации, когда через государственные границы всеми правдами и неправдами просачиваются мигранты-нелегалы - без документов, без средств к существованию, нередко без образования и знания какого-либо иностранного языка, не говоря уже о том, что без приглашения.
Недаром - по символическому совпадению по времени - между Лондоном и Парижем возникли схожие разногласия. Причиной послужило решение французского правительства открыть уже вторую "базу-накопитель" для нелегальных иммигрантов, чтобы разрядить обстановку в переполненном "под завязку" лагере в местечке Сангатт близ города Кале. Здесь ожидают чудесного избавления, а именно - предоставления им статуса беженцев примерно 700 мигрантов, в основном афганцев и иракских курдов.
Поскольку Франция не спешит принять их в свое лоно, то они с вожделением поглядывают в сторону Британии, где проще обосноваться без опасения быть депортированным на историческую родину. Этому способствует еще один немаловажный фактор: от лагеря Сангатт до въезда в прославленный Евротуннель под Ла-Маншем их отделяет менее километра. Так что многие не только поглядывают. На минувшей неделе случилось сразу три инцидента: сперва в минувшую среду 44 афганца рискнули добраться до Британии по туннелю пешком; в четверг еще 80 нелегалов притормозили на подходе к железнодорожным путям; в воскресенье выловили уже 100 потенциальных британских подданных...
Больше всего голова болит у компании "Евростар", обеспечивающей пассажирское движение по туннелю, - чуть ли не каждый день фиксируются попытки обойти миграционный контроль и проскользнуть на Британские острова. Между тем Лондон вводит финансовый кнут для тех, кто ввезет в страну чужаков. Это касается владельцев авиакомпаний, паромов, международных автобусных компаний - им грозит штраф по 2 тысячи фунтов за каждого из упущенных ими "нелегалов".
Возымеет ли это эффект, никто предсказать не берется хотя бы потому, что масштабы проблемы давно вышли за пределы одной отдельно взятой страны зажиточного Запада. После долгих разговоров в пору "холодной войны" о священном праве гражданина на свободу передвижения в Европейском союзе сегодня думают о другом: как отгородиться от непрошеных мигрантов. В 2000 году в 15 странах ЕС обреталось 400 тысяч чужеземцев, подавших прошение о предоставлении им убежища. Все они, можно сказать, "зависли", поскольку в предыдущем году только четверть (!) из их просьб была удовлетворена.