КАК ЧУБАЙС ОТНОСИТСЯ К ДРОВИШКАМ?

- Мне часто приходится ездить поездом от Владивостока до Хабаровска, где расположены наши энергетические объекты, - рассказывал зам. министра энергетики Виктор КУДРЯВЫЙ. - Дорога идет вдоль Уссури, а там лишь изредка попадаются небольшие райцентры, пограничные заставы да глухие деревеньки. Сколько лет наблюдаю одну и ту же картину: на завалинках сидят зачастую не совсем трезвые мужики, зато в каждом дворе - по 10-15 поленниц дров на зиму заготовлено. Думаю: когда они успели натаскать все это? Откуда? Сопка ведь с лесом - километров за пять от деревни, дороги нет, за бутылку водки никто тебе дрова не привезет. Но настоящий хозяин никогда не пойдет в зиму "на авось". И не позволит себе запасти топлива меньше, чем нужно.

То, что является непреложным правилом для мужика из уссурийской деревни, оказывается, совсем не обязательно для боссов от электроэнергетики. Уже третий раз наступление холодов воспринимают они как нечто неожиданное: мол, вот чего не ждали, того не ждали. Нынешний год не исключение: на сегодняшний день запасов мазута, например на электростанциях вдвое меньше, чем нужно. Объяснить это отсутствием денег трудно, поскольку не кто иной, как сам председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс неоднократно заявлял, что сбор средств с потребителей энергии составил 100 процентов, из них 70 процентов - "живыми деньгами". Почему тогда топлива заготовлено на треть меньше, чем в те годы, когда собираемость оплаты за энергию составляла какие-то 15 процентов?
Возможно, на этот вопрос придется дать вразумительный ответ на ближайшем заседании правительства страны, посвященном вопросам подготовки к зиме. Но рядовому россиянину важны не только объяснения. Ему надо знать: замерзнет он зимой или нет? И следует ли запасаться "буржуйками" и валенками?
С немалой долей определенности можно сказать, что "средне" подготовлены к зиме регионы европейской части России, Урала и Сибири. Тяжелое положение складывается в Ульяновской области, на Дальнем Востоке, и совершенно "аховое" - в Архангельске. Причем хуже всего ситуация с запасами топлива на крупнейших электростанциях прямого подчинения РАО ЕЭС. Там же, где энергосистемы не входят в структуру РАО ЕЭС (Иркутск, Татарстан, Башкортостан), положение значительно лучше. Если проанализировать девятилетний опыт существования "независимых" АО-энерго, то напрашивается вывод: по своей ответственности, эффективности работы и оперативности регулирования они заметно превосходят естественную монополию Анатолия Борисовича.
Как ни печально, но приходится признавать, что государственного подхода к решению важнейшей российской проблемы - обеспечению теплом и светом страны в осенне-зимний период - у руководства РАО ЕЭС так и не сложилось. А ведь надежность энергетики проверяется зимой, когда же еще? Три года подряд битва с холодами оказывалась проигранной. Исключение в каком-то смысле составила, пожалуй, минувшая зима. И вовсе не из-за особых заслуг энергетиков, а потому, что оказалась необычайно теплой: в течение шести месяцев температура по всей территории России была на три градуса выше средней. Благодаря такому подарку погоды удалось сэкономить миллионы тонн угля и мазута, и как-то само собой забылось, что и в прошлую зиму энергетика вошла с дефицитом топлива.
Однако в России двух теплых зим подряд обычно не бывает, поэтому ждать новых милостей от природы вряд ли стоит.
Курс, взятый главной электроэнергетической компанией, остается прежним: запас топлива на каждую последующую зиму снижается. За три последних года (когда стабилизировалась и даже понемногу пошла на подъем отечественная промышленность) заготовка угля упала на четверть, мазута - на 35 процентов. И это на фоне роста нагрузок на энергетику.
Любимым топливом для РАО ЕЭС остается газ. Понятно: из-за странной политики Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) это самый дешевый вид топлива. Но ведь газовые магистрали охватывают далеко не все регионы страны, да и газа у нас осталось на десятки лет, между тем как угля - на сотни.
- В прошлом году газовую компанию заставили отдать из подземных хранилищ дополнительно 6 миллиардов кубометров газа. Газпром, конечно, негодовал, но тем не менее продемонстрировал государственный подход к зимней проблеме, - говорит В. Кудрявый. - И на этот раз газовики полностью подготовились к морозам, несмотря на многочисленные трудности, связанные с финансово-экономическими вопросами, огромными долгами потребителей и падением газодобычи. На Газпром всегда можно рассчитывать хотя бы потому, что эта компания всегда выполняет свои договорные обязательства. Это чрезвычайно важная черта любой естественной монополии.
Предстоящее невыполнение "зимних" обязательств энергетиков перед россиянами - следствие целого ряда нарушенных договоров и необязательных конфликтов с партнерами. Вспомним апрельский скандал между РАО ЕЭС и Газпромом, когда Чубайс обвинил газовиков в недопоставках газа. Как позже выяснилось, газ был все-таки поставлен сполна, просто менеджеры от электроэнергетики не смогли правильно распределить его по станциям. Не успела улечься "газовая волна", как разразился скандал с атомщиками, которые довольно успешно закрывали "прорехи" в электроэнергетике и которых потом РАО ЕЭС здорово подставило, нарушив только что принятые соглашения.
Руководство РАО ЕЭС буквально разрывалось на части. Приходилось успевать везде: пока "воевали" с газовиками и атомщиками, настал черед выяснения отношений с шахтерами. Из-за несогласованностей в договоре с энергетиками Красноярская угольная компания прекратила отгрузку угля для электростанций. В течение нескольких недель компромисс был найден, но потерянное время обернулось недопоставками более одного миллиона тонн угля.
- Можно с сожалением говорить о конфликте с железнодорожниками, - продолжает Виктор Васильевич. - Гнев Анатолия Борисовича был на первый взгляд справедливым: да, Министерство путей сообщения задолжало РАО ЕЭС 2,0 миллиарда рублей. Но долг долгу рознь. Посмотрите, какая цепочка получается: железнодорожники авансом перевозили уголь в критические регионы. Им шахтеры должны 3,0 миллиарда рублей. А шахтерам РАО ЕЭС задолжало 8,0 миллиарда. Такая вот арифметика...
Если вновь обострятся разногласия между ведомствами, то проиграют в итоге россияне: за чужие "разборки" они заплатят своим здоровьем, замерзанием в нетопленых домах, школах и больницах. Этого, конечно же, допускать нельзя.
Еще один вопрос, который руководству РАО ЕЭС вновь придется решать "со скрипом", - обеспечение электростанций мазутом. С "нефтянкой" у электроэнергетиков традиционно сложные отношения. Причин для этого хватает и объективных, и субъективных. Речь не о них. Мазут - это резерв газа для крупнейших электростанций, кроме того, есть холодные регионы, где в топливном балансе мазут составляет и 30, и 100 процентов.
Тем не менее есть возможность несколько изменить ситуацию, если в сентябре - октябре форсированно заняться заготовкой топлива для тепло- и электростанций, прежде всего мазута. Только почему этого не делать своевременно? Ведь любому специалисту ясно, что без резервного топлива зиму прожить нельзя. В осенне-зимний период электроэнергии потребляется в два, а теплоэнергии - в три с половиной раза больше, чем летом...
Но, похоже, приоритеты у нынешних руководителей РАО ЕЭС несколько иные. Силы там тратят на выяснение отношений со смежниками, на разговоры вокруг реструктуризации компании.
- Виктор Васильевич, а улучшит ли реконструкция энергетики качество подготовки к зиме?
- Нет. Так, как она предложена руководством РАО ЕЭС России - это прямой путь в пропасть, потеря ответственности за энергоснабжение. Не этим сейчас надо заниматься, - подытоживает В.Кудрявый. - Реструктуризация - процесс длительный и непростой. Проводиться она должна в соответствии с интересами государства и под контролем государства. Дело же энергетиков - обеспечивать надежную работу всех энергосистем. Особенно в зимний период. И к нему надо готовиться заранее, как это принято во всех нормальных странах.