Ленинградская симфония: новое прочтение

В Санкт-Петербурге отметят 80-летие первого блокадного исполнения великой партитуры

«Партитурой памяти» назвали свой историко-культурный проект организаторы концерта 9 августа в Петербургской филармонии. В этот день Академический симфонический оркестр под управлением Николая Алексеева сыграет в Большом зале 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича, известную миру как «Ленинградская». Ровно 80 лет назад оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга исполнил партитуру в осажденном фашистами городе на Неве.

Событие для того времени было невероятное. Как это вообще возможно? Ведь погибающие под обстрелами, умирающие от голода и болезней люди не способны воспринимать музыку. Да откуда взять силы, чтобы просто дойти до филармонии? Но ведь дошли! Большой зал был переполнен. А великая музыка Дмитрия Шостаковича достучалась до миллионов сердец. Позднее тот концерт назовут в Европе первыми залпами по Берлину...

Обложка афиши концерта 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии с полным списком участников оркестра. Фото предоставлено устроителями выставки

В память о событии будет звучать симфония, а также пройдут научно-историческая конференция и мемориальная выставка, материалы для которой собирались не один год. Немалая их часть оставалась неизвестной даже специалистам.

Вот, в частности, документы, связанные с выдвижением Шостаковича на Сталинскую премию за Симфонию № 7. Судя по ним, бурная дискуссия затянулась на несколько часов. Противников (или завистников?) у Дмитрия Дмитриевича хватало. Тем не менее премию он получил.

Дождалась своего часа и переписка композитора с матерью, остававшейся в блокадном городе, в то время как его самого эвакуировали в Куйбышев, где он заканчивал работу над симфонией.

Еще одной исторической находкой стали письма Жавдета Айдарова, ударника оркестра Элиасберга. Именно он исполнял на ленинградской премьере ответственную партию малого барабана, на ритме которого основан знаменитый эпизод нашествия из первой части.

— А ведь незадолго до того Жавдета признали умершим. Его отнесли в подвал Дома радио, где в блокаду была мертвецкая, — рассказала «Труду» автор проекта, доктор исторических наук Юлия Кантор. — После репетиции дирижер спустился в подвал попрощаться со своим музыкантом, и вдруг заметил, что пальцы у того шевелятся. Живой! Айдарова выходили, а 9 августа 1942 года он был на сцене...

— Нам удалось найти его родственников, — продолжает Юлия Кантор. — Из Казани откликнулся приемный внук барабанщика Надим, долгие годы бережно хранивший пожелтевшие листки в конвертах. Он и передал нам подлинники писем деда.

Карлу Элиасбергу организаторы посвятили отдельный стенд. Среди экспонатов — дирижерская палочка и партитура, по которой велось первое ленинградское исполнение симфонии. Известно, что к марту 1942 года оркестр Радиокомитета потерял более половины своего состава. Карлу Ильичу пришлось обращаться в Смольный и Политуправление Ленинградского фронта, чтобы восполнить потери. Оставшийся единственным тогда в городе дирижером, он дал не менее 85 «живых» симфонических концертов, 254 по радио, 54 оперных спектакля, выступал в боевых частях и госпиталях.

Фрагмент рабочего дневника Ленинградской филармонии с записью о премьере «Ленинградской симфонии»

А мировая премьера Седьмой симфонии прошла 5 марта в Куйбышеве. Вскоре произведение сыграли в Новосибирске. И почти тогда же — в США, Канаде, Мексике, Австралии. А в Великобритании впервые записали — прямо с лондонского концерта.

Слушали ее и в Финляндии по трансляции из Швеции. Правда, скрытно, опасаясь ареста, ведь финны воевали на стороне гитлеровской Германии. Историки считают, что тот потрясший души концерт стал позже одним из мотивов для выхода страны из Второй мировой.

Есть свидетельства, что трансляцию на уличные громкоговорители слышали гитлеровские солдаты и офицеры, находившиеся ближе к Ленинграду. И сам факт, что в, казалось бы, мертвом после года блокады городе может звучать такая музыка, посеял в головах завоевателей большие сомнения...

Интересно, а какие мысли посеет симфония в головах нынешних западных представителей, если, конечно, они придут в Большой зал Петербургской филармонии 9 августа? Услышат ли жители стран, развернувших санкционную войну против России, послание, которое 80 лет назад адресовал миру гениальный русский композитор?