Общественный транспорт индивидуального пользования
Передвигаться по российским мегаполисам становится проще благодаря новым видам транспорта. К привычным автобусам, троллейбусам, трамваям, метро и такси в последнее время добавился так называемый общественный транспорт индивидуального пользования. Проще говоря, арендованное авто или велосипед.Насколько удобно ими пользоваться, разбирался корреспондент «Труда».
Кратковременная аренда автомобиля, или каршеринг (car — «машина»; share — «делиться») появился в России еще в 2013 году. Тогда это была одна компания, машин у нее было мало, и брать их было хлопотно. Помню, что как журналист, пишущий в основном об экологии, я поначалу аплодировала появлению такого сервиса: он экономит ресурсы планеты — одной машиной могут пользоваться ежедневно шесть-восемь человек. Но... Как только появилась возможность, протестировала новинку, и мне не понравилось. Чтобы заключить договор, надо было ехать в офис, найти свободную машину было непросто, а оставлять же ее можно было только в пределах Третьего транспортного кольца. В общем, при всей моей любви к природе я не стала пользоваться услугой.
Зато теперь, спустя четыре года, почувствовала разницу. Заполнила форму на сайте и отправила в компанию копии водительского удостоверения и паспорта. Правда, я-то рассчитывала взять машину сразу, но оператор уточнила, что смогу сделать это только через два дня, после того как компания проверит документы. Спустя оговоренный срок мне сообщили, что все в порядке, можно скачивать мобильное приложение. Дальше было совсем просто: нашла ближайший автомобиль, подошла, забронировала через приложение, дверь открылась, в бардачке обнаружила ключи и поехала.
Поначалу очень боялась, что попаду в аварию, поэтому оформила дополнительную страховку. Собственное спокойствие мне обошлось недорого — дополнительный рубль за минуту поездки. Но надо сказать, что страх попасть в аварию проходит очень быстро. Если вы когда-то арендовали машину за границей, ощущения такие же: сначала понимаешь, что автомобиль чужой, а через 5 минут он уже как будто свой. Однако я все равно не считаю страховку лишней. Как пояснили в компании, если авария произойдет по моей вине и у меня не будет дополнительной страховки, я буду обязана какую-то сумму возместить. А если в аварии будет виноват другой водитель, то ничего платить не надо. Также оператор уверила меня, что машины регулярно проходят технический осмотр. И у меня действительно не было случаев поломок.
Вообще аренда автомобиля чем-то напоминает разговор по телефону с поминутной тарификацией. Сейчас в России сервис доступен в шести городах и предоставляют его с десяток компаний. Каршеринг работает в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Адлере, Туапсе и на Красной Поляне. В столице таких прокатных фирм уже шесть, поэтому уже есть агрегатор каршеринга — сайт, где видны все свободные машины. Лично мне поездка обходится дешевле, чем на такси, причем я не оплачиваю парковку в центре города. Да и оставить транспорт теперь можно в пределах МКАД, а у пары компаний в зону, где можно «бросить» машину, входят и города-спутники. Разброс цен на услуги каршеринга — от 6 до 10 рублей за минуту в зависимости от марки машины и компании. Что явно дешевле поездки на такси...
Не менее бурно развивается и другой сервис — прокат велосипедов. Самый мощный парк велосипедов для краткосрочной аренды, конечно же, в Москве — около 3 тысяч байков распределены по 350 точкам города. Второй по масштабу городской велопрокат работает в Санкт-Петербурге — 200 точек и более 500 велосипедов. Суть сервиса в возможности взять велосипед в центре города или парке и совершить поездку продолжительностью до 30 минут.
Впрочем, кататься можно и дольше. Есть варианты оплатить целый день (это будет стоить 150 рублей), месяц (600 рублей) или сразу сезон (1200) рублей. Далее вы просто берете велосипед с парковки, вводите свой идентификационный номер — он дается при регистрации на сайте — и катаетесь. Велопрокат в таком формате чаще всего используют туристы, чтобы прокатиться от одной достопримечательности до другой. Еще одна категория постоянных пользователей — жители центра, которым удобнее перемещаться на велосипеде, чем стоять в пробках.
Юлия Барсукова, руководитель направления экологического менеджмента и аудита экобюро GREENS
— Если взять машину со средним объемом двигателя и предположить, что водитель совершает на ней поездки пять раз в неделю не более чем на 30 километров ежедневно, то, чтобы компенсировать выбросы СО2 в атмосферу, надо будет высадить 2,7 футбольных полей лесных насаждений. При таком сравнении всегда лучше велосипед, особенно если человек путешествует один.