Неоконченное полусреднее образование

В Минобрнауки родилась идея сократить число бюджетных мест в вузах, чтобы не ломать голову над трудоустройством будущих бакалавров и магистров

В правительстве предлагают сокращать бюджетные места в российских вузах. Ради экономии и избавления от головной боли с трудоустройством магистров и бакалавров. Пусть-де идут в бизнес или подметают улицы. А какие еще есть варианты?

Еще весной министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов говорил, что число бюджетных мест в российской высшей школе в 2016-м составит 507 тысяч. Эти цифры были рассчитаны исходя из потребностей экономики и социальной сферы. Но теперь тот же министр на бюджетном совещании у премьера выступил с заявлением: сокращение Минфином бюджетных ассигнований по госпрограммам «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий» вынудит Минобрнауки сократить в 2017 году 40% бюджетных мест в вузах от установленного на этот год уровня.

Обещанных Минфином денег, по подсчетам Ливанова, не хватит даже на оплату приема студентов на первый курс и на студенческие стипендии. Не говоря уже о повышении окладов преподавательскому составу, обещанном в майских (2012) указах президента России, и о зарплатах научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института, из которых 10,3 тысячи человек придется сократить.

Премьер, однако, в присутствии журналистов сообщил, что «в сложившихся условиях придется проводить оптимизацию расходов за счет перераспределения средств на самые важные направления и снижать неэффективные траты». И лишь когда прессу попросили на выход, Дмитрий Медведев якобы предложил участникам совещания самостоятельно согласовать разногласия с Минфином.

Тем временем предложение урезать расходы на высшее образование и науку получило в кабинете министров «научное обоснование»: мол, в стране и без того наблюдается перепроизводство бакалавров и магистров. Отвечающая в правительстве за социальную сферу вице-премьер Ольга Голодец заявила: «У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35, то есть 65% — это люди, для которых не требуется высшее образование, и 35% — специалисты. В дальнейшем эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли специалистов, для которых не требуется высшее образование». Вице-премьер привела в качестве примера профессию системного администратора — «сегодня она во всем мире не требует высшего образования».

Но примерами, как известно, можно что угодно доказать или опровергнуть. В том числе на примере правительства РФ, в котором первый вице-премьер Игорь Шувалов возглавляет экономический блок. Хотя в МГУ изучал не экономику, а юриспруденцию. Зато сама Ольга Голодец — экономист и даже кандидат наук.

Впрочем, по данным Росстата в нашей стране почти 60% трудоспособного населения, имеющие диплом или иной документ об образовании, работают не по специальности. И еще: по данным переписи 2010 года дипломом о высшем образовании в России могут похвастаться лишь 23% населения в трудоспособном возрасте — значительно меньше, чем записано в баланс трудовых ресурсов, о котором говорила Ольга Голодец. В Москве этот показатель повыше — около 50%, на Дальнем Востоке не дотягивает и до 20%.

Зато сравнение России и, например, Германии будет не в нашу пользу: имея 81 млн населения против наших 140 млн, немцы опережают нас по общему количеству студентов, наращивая в последние три года их численность на 150-200 тысяч ежегодно. Учтем, что параллельно в Германии создана лучшая в мире система обучения рабочих кадров. Но там прекрасно понимают, что завтрашний день страны куется, в основном, в высшей школе.

В России наоборот: прежняя, еще советская система подготовки среднетехнического персонала разрушена почти до основания, новая строится черепашьими темпами. А теперь опасность секвестра нависла и над вузовской системой: мол, в стране переизбыток инженеров, а нужны техники. Ой ли?

В США нынче 65% работодателей требуют от нанимаемых сотрудников дипломы о высшем образовании, говорится в докладе Центра по образованию и трудоустройству Джорджтаунского университета. Там же записано, что к 2018 году 95% американцев с неоконченным школьным образованием и 86% американцев, получивших только школьное образование, смогут найти лишь самую низкооплачиваемую работу в сфере обслуживания или в промышленности.

И дело даже не в карьерной перспективе. Учтем, что производительность труда в США опережает российскую в 3-5 раз. И вовсе не потому, что россияне мало или плохо работают, а из-за применяемых дедовских технологий и примитивного, устаревшего оборудования, сконструированного во времена царя Гороха. Кто будет заниматься их обновлением, создавать и внедрять инновации? Кто придет в науку завтрашнего дня, если нынче средний возраст сотрудников НИИ и КБ уже достигает пенсионного?

Впрочем, наука, производство, технический прогресс и так далее — это тоже не главное. Поговорим о человеке. На Всемирном экономическом форуме в Давосе ныне были обнародованы материалы исследования 122 стран мира по достижениям в развитии «человеческого капитала» по четырем важнейшим направлениям — образованию, здравоохранению, трудовой деятельности и благоприятным условиям развития. По всем этим критериям первенство в составленном рейтинге заняла Швейцария, второе место — Финляндия, третье — Сингапур. В числе лидеров оказались также Швеция и Германия, Великобритания и Канада, США и Австралия: А Россия в «индексе человеческого капитала» заняла лишь 51-е место, отстав даже от Казахстана (45-е место).

Другие многочисленные исследования, отечественные и зарубежные, дружно подтверждают: высшее образование — благо и для страны, и для ее жителей. Благо даже в самом утилитарном смысле. Хотя бы потому, что специалисты с высшим образованием выше ценятся на рынке труда и высокой безработицы в этой группе населения нет. Во-вторых, люди с высшим образованием более работоспособны, менее склонны совершать преступления и попадать в тюрьму, меньше пьют, дольше живут...

Но для России, переживающей самый затяжной в нашей новейшей истории и самый тяжелый кризис, забота о сохранении, а еще лучше — о наращивании человеческого капитала является наиболее верным и перспективным направлением. В лучших учебниках по управлению говорится, что в таких ситуациях крайне важны лучшие человеческие качества — профессионализм, энтузиазм, перспективность мышления, — которые являются следствием образованности и инновационности. Озабоченный завтрашним днем думает о «железках», но перспективу развитию дают лишь вложения в человека: в его образование, здравоохранение, создание условий для развития...

У российской высшей школы много недостатков: она недостаточно профессиональна и чересчур коммерциализирована. Но в 2012-2014 годах после проведения мониторинга эффективности был реорганизован 21 вуз, подведомственный Минобрнауки, и 8 вузов, подведомственных другим федеральным структурам, ликвидировано 164 неэффективных филиала вузов и подготовлено к ликвидации еще около 100 филиалов, в которые уже прекращен прием студентов. Дмитрий Ливанов обещает, что «очищение» будет продолжено.

Идет обновление перечня профессий, которые получают студенты, появляются новые программы, специальности, кафедры и даже факультеты — такие, как «наноинженерия» и «психология служебной деятельности», «реконструкция и реставрация архитектурного наследия» и «противодействие техническим разведкам», «права человека и их защита», «исламоведение», «клиническая психология», «искусство народного пения»...

Кстати, в США ежегодно переиздаваемый перечень наиболее привлекательных и высоко-оплачиваемых профессий уже на 67% состоит из новых специальностей. В России, по прогнозам Минобрнауки, до 2020 года будет расти потребность в «специалистах в области информационных технологий, авиационной, ракетно-космической техники, кораблестроения, ядерной энергетики, других инженерных специальностях, в педагогах и медиках». Но если с будущего года вместо нынешних полумиллиона бюджетных первокурсников в российские вузы придут лишь триста тысяч, кого страна не досчитается уже через пять лет?

P.S. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что предложение Минфина о сокращении бюджета на образование на ближайшие три года, видимо, не будет поддержано правительством. «Могу успокоить и будущих абитуриентов, и работников учебных заведений, что никакого сокращения числа поступающих бюджетников на первый курс в 2017-2019 годах не будет... На совещании у председателя правительства было принято решение, что объем финансирования государственного задания не будет понижаться в эти годы», — сказал Ливанов. Однако федеральный бюджет на ближайшую трехлетку еще не сверстан и не утвержден. Поэтому подождем с аплодисментами...