Концертом оркестра «Израильская симфониетта» в зале имени Чайковского завершился Первый Московский фестиваль «Летние вечера с камерными оркестрами мира»
«Труд» считает, что с этим смотром столичная музыкальная жизнь обрела новую привлекательную краску.
Оркестр «Израильская симфониетта» хорошо известен у себя дома – он был создан 40 лет назад, можно сказать, для наших соотечественников: в коллектив вошли преимущественно эмигранты из бывшего СССР. Однако до сих пор оркестр не приезжал на родину большинства своих участников. Это случилось только сейчас благодаря инициативе дирижера Сергея Ханукаева.
О Сергее стоит сказать особо. Он выпускник двух главных российских консерваторий – Московскую окончил как музыковед, Ленинградскую – как дирижер по классу Арвида и Мариса Янсонсов. Работал в музыкальных театрах Кабардино-Балкарии (сам он родом из Дагестана) и Таджикистана, несколько лет – в московском Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В начале 1990-х уехал в Израиль, где сотрудничал со всеми главным оркестрами страны, в начале 2000-х перебрался в США, возглавив там симфонический оркестр Бостонского университета.
В последние годы Ханукаев все активнее сотрудничает и с коллективами на своей родине. Памятно его выступление в московской «Геликон-опере» в спектакле «Евгений Онегин». С дирижером знакома также публика Воронежа, где он проводил оперные спектакли «Евгений Онегин» и «Ночь перед Рождеством».
Нынешняя московская программа состояла из трех блоков. Один – это предельно ясная музыка классицизма и раннего романтизма: 36-я (Линцская) симфония Моцарта и увертюра к опере «Синьор Брускино» Россини. Как ни парадоксально, именно такие партитуры обычно представляют наибольшую трудность для исполнителей – нот мало, за шумовые эффекты не спрячешься. Израильтяне справились, хотя увертюре, может быть, чуть недоставало темпа, зато к исполнению симфонии трудно предъявить какие-либо претензии – по благородной простоте и красоте звука, по одухотворенности движения это был настоящий Моцарт.
Второй пласт – зрелый романтизм: увертюра «Гебриды» и 4-я (Итальянская) симфония Мендельсона. В этих партитурах, которые можно отнести к популярной в XIX веке «музыке странствий», оркестр просто удивил: как удалось камерному коллективу передать богатство и насыщенность красок, которыми живописует композитор северную природу с ее беспокойным морем («Гебриды»), как хватило полнокровности и полетности звука для симфонии, особенно в ее стремительных первой и четвертой частях! Ведь эти сочинения написаны для большого оркестра.
Наконец, интересно было познакомиться с Дивертисментом для камерного оркестра современного израильского композитора Хаима Пермонта. Вопреки ожиданиям, эта медитативная и явно ориентальная музыка, написанная в 1996 году, оказалась ближе всего к партитурам эпохи модерна – сочинениям Шенберга, Скрябина, Мясковского, даже Римского-Корсакова, а ее множественные соло дали возможность показать себя отдельным участникам оркестра. Но известно, что музыка современного Израиля достаточно разнообразна, на будущее пожелаем Сергею и другим музыкантам страны показывать нам и другие, не столь консервативные ее направления.
Напомним, что в «Летних вечерах» кроме израильского оркестра приняли участие «Ирландская камерата» под управлением знаменитого дирижера и пианиста Барри Дугласа (хорошо известного и в нашей стране, где в 1986 году он победил на конкурсе имени Чайковского) и «Солисты Стокгольма» – совсем новый коллектив, созданный Марией Эклунд – молодой россиянкой, переехавшей в Швецию. Фестиваль – новый опыт Московской филармонии, которая в течение многих лет не проводила летних оркестровых циклов. Опыт, признаем, удачный и своевременный: публики и в эти месяцы в столице достаточно, а вот филармоническая жизнь обычно ослабевает. Несколько лет ситуацию выправлял Фестиваль симфонических оркестров мира – интересное начинание энтузиастов, к сожалению, в этом году лишившееся финансирования. Так что нынешняя инициатива филармонии подоспела вовремя. Желаем ей продолжения.