Московский юбилей кубинской Кармен

Алисия Алонсо, легенда мирового балета и живой символ Кубы, отметила свое 90-летие в Москве

«Труд» считает, что ее чествовало, без преувеличения, все российское государство: на сцене Большого театра при поддержке Министерства культуры РФ был устроен гала-концерт «Viva Alicia!».

Алисию Алонсо обожают во всем мире не только в силу поистине исторических заслуг, но прежде всего за невероятный артистизм. Она входит в число ярчайших интерпретаторов классических партий, в том числе Жизели. Алонсо была первой исполнительницей обожаемых балетоманами постановок «Подводное течение» Энтони Тюдора и «Тема с вариациями» Джорджа Баланчина. Она же — первая исполнительница роли Кармен в той самой постановке своего деверя Альберто Алонсо, которую мы наизусть знаем в интерпретации Майи Плисецкой.

Главное свершение ее жизни — сам кубинский балет, который Алисия Алонсо создала с нуля. Она и преподавала, и ставила спектакли, поражая весь мир пластичностью, темпераментом и танцевальной свободой своих воспитанников. Лучшие из них — Фернандо Бухонес, династии танцовщиков Карреньо и Акоста, а также многие другие — стали солистами лучших театров мира. Ключом к этому успеху Алисия Алонсо считает ту великолепную школу классического танца, с которой она познакомилась на занятиях Софьи Федоровой, балерины московского Большого театра, впоследствии ставшей солисткой труппы Дягилева.

Эти изначально «родственные» отношения Алисии Алонсо с русским балетом имели счастливое продолжение на протяжении всей ее блестящей танцевальной карьеры. Она гастролировала в России — по ходу вечера публике показали кинокадры, запечатлевшие не только танец Алисии, но и восторженный прием публики Большого театра. Все звезды российского балета были желанными и постоянными гостями балетных фестивалей на Кубе. Алисия дружила и с Галиной Улановой, привозившей на Кубу своих знаменитых учениц, и с Юрием Григоровичем, приглашавшим ее в жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. А брат Майи Плисецкой Азарий много лет был сценическим партнером Алисии в ее труппе на Кубе.

Обо всем этом вспоминали друзья и коллеги Алисии, встретившиеся с ней в Москве. Сама она на встречах с журналистами говорила, что ею руководило «желание приехать, увидеть тех, кого я знаю и люблю, и страх не встретиться с ними, потому что кого-то уже нет».

Главными героями вечера стали солисты Национального балета Кубы. Алисия смело поручила им европейский и русский классический репертуар, не боясь конкуренции с его лучшими современными интерпретаторами.

Она включила в программу «Падекатр» Жюля Перро, поставленный в XIX веке для звезд той эпохи Марии Тальони, Карлотты Гризи, Люсиль Гран, Фанни Черрито. Их образы постарались воскресить Вьенсай Вальдес (Тальони), Янела Пиньера (Черрито), Анетте Дельгадо (Гризи), Садайсе Аренсибиа (Гран).

Этот шедевр романтической лирики оттенил юмористический номер на музыку польки Штрауса «Гром и молния» в исполнении Дани Эрнандеса, Осиеля Гуно, Ариана Молины.

Были показаны дуэты из «Лебединого озера», «Коппелии», «Волшебной флейты» и «Дон Кихота», где классическая хореография предстала в версиях самой Алисии Алонсо.

От имени России Алисию Алонсо поздравили «первые лица» Большого театра — Светлана Захарова и Андрей Уваров. Они исполнили сцены из «Кармен-сюиты», в том числе дуэт, который Альберто Алонсо заново поставил специально для Захаровой при недавнем возобновлении балета в Большом к юбилею Майи Плисецкой.

А торжественным и трогательным апофеозом стал выход на сцену самой Алисии Алонсо, которая выразила надежду привезти всю свою труппу на историческую сцену Большого театра.