Культура без охраны

В период реорганизации главного контролирующего ведомства мы можем потерять Архангельское, Поленово и другие национальные реликвии

И.о.руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков принял меценатов, владельцев культурных ценностей и журналистов в своем привычном офисе на Китайгородском проезде. Привычна была и процедура — Росохранкультура регулярно проводит такие передачи ценностей законным владельцам. Впрочем, привычность не означает рутинности — ведь каждый передаваемый объект уникален, а культурное значение некоторых трудно переоценить.

Так, первым в списке предметов числилась крупная икона XVII века «Святой Георгий Победоносец», на протяжении трех столетий бывшая главным образом церкви святого Георгия Переславль-Залесского района Ярославской области. Икону в 2003 году украли, а в 2007 году она была куплена у частного дилера известными собирателями Михаилом и Любовью Елизаветиными (не знавшими о краже) за 350.000 долларов. Увидев их приобретение, один из переславских коллекционеров предположил, что это тот самый пропавший образ. Но нужна была профессиональная экспертиза, за которой Любовь Елизаветина (ее супруг к тому времени скончался) обратилась в Росохранкультуру. Эксперты ведомства подтвердили правильность догадки, после чего Любовь Владимировна согласилась безвозмездно вернуть образ в Переславль-Залесский. Икону у Елизаветиной приняли настоятель храма отец Сергий и директор Переславль-Залесского музея-заповедника Галина Петровнина.

Кроме переславцев, повезло в тот день представителям знаменитого подмосковного музея-усадьбы Вяземских-Шереметевых «Остафьево». До 1930-х годов это было богатейшее собрание реликвий, в которое, например, входил жилет Пушкина, простреленный во время роковой дуэли. Но последующие годы борьбы с краеведением, которое в сталинской России считалось буржуазной наукой, нанесли собранию огромный урон: от сотен тысяч единиц хранения в усадьбе к настоящему моменту осталось 17 тысяч. Сейчас Росохранкультура передала директору музея Анатолию Коршикову (хорошо знакомому давним читателям «Труда», ведь в его усадьбе наша газета много лет проводила конкурс исполнителей романса «Романсиада») коллекцию бытовых предметов XVIII–XIX веков, в том числе икону Николая Чудотворца, два серебряных с чернью пояса и целый мешок старинных монет.

Виктор Петраков также передал Центральному музею Военно-воздушных сил реликвию времен Великой Отечественной войны — боевое знамя 32 гвардейского авиационного Керченского краснознаменного полка дальнего действия. У знамени драматическая послевоенная судьба. Несколько месяцев назад его обнаружили продающимся на одном лондонском аукционе. Доказать незаконность торга не удалось, и тогда лондонский меценат Александр Павлов, давно дружащий с Росохранкультурой, выкупил раритет и доставил его в Россию. Кстати, это не первый его дар — до того он приобрел в Лондоне на аукционе личное дело Героя Советского Союза летчика Григория Павлова и тоже вернул его на Родину.

Среди других даров интересен плакат 1920-х годов «Яд самогона отравляет здоровье трудящихся», полученный Росохранкультурой от мецената Валерия Архипова и переданный в Музей современной истории России.

Как видим уже на этих примерах, Росохранкультура была отнюдь не декоративным звеном в деле сохранения культурного наследия и в частности музейного фонда. Какой же смысл в ликвидации ведомства, и кому теперь перейдут его полномочия?

«Надеемся, дело продолжится, — сказал Виктор Петраков „Труду“. — Мы не раз переживали модификации: наше ведомство за 15 лет называлось и Росхранкультура, и Росохранкультура, и Россвязьохранкультура… Конечно, для сотрудников, особенно молодых, этот момент достаточно волнителен. Но мы с Министерством культуры предпринимаем усилия, чтобы наши профильные сотрудники обеспечили непрерывность процесса охраны культурного наследия». Иными словами, ядро аппарата должно влиться в один из департаментов Минкульта.

«У меня особое мнение насчет нашей службы вообще, — продолжил г-н Петраков. — Ведомство, созданное 15 лет назад, предназначалось для контроля за исполнением обязательств России перед ЮНЕСКО и другими международными организациями. Оно регулировало международный оборот культурных ценностей — выставки, возвращения предметов законным владельцам по конвенции ЮНЕСКО 1970 года. На мой взгляд, этим оно и должно заниматься. Об необходимости укреплять национальные службы, которые противостоят уходу в тень международного культурного оборота, постоянно говорится на конференциях ООН. Собственно, регулярно издаваемые нами каталоги найденных культурных ценностей представляют именно такую работу».

Но тогда чем займутся специалисты Росохранкультуры, попавшие в Минкульт? Как выяснил «Труд», здесь создается новый департамент, который фактически воспроизведет по вертикали всю структуру Росохранкультуры.

«Общая штатная численность наших сотрудников будет даже выше сегодняшней, — говорит бывший начальник Управления государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры Александр Работкевич. — Другое дело, что формирование нового штата только начинается, еще не опубликовано постановление правительства, утверждающее новое положение о Министерстве культуры, и люди не могут быть приняты официально на работу в новую структуру. Ведутся только предварительные переговоры. Но как вы видите, сама работа в сфере культурных ценностей и охране памятников не стоит на месте».

На вопрос, какие точки на карте страны видятся ему наиболее проблемными, Александр Викторович ответил, что это уже известное всем Бородино, где до сих пор не решен до конца вопрос с застройкой исторического поля дачными коттеджами — она лишь приостановлена. Это и музеи-усадьбы Архангельское, Ясная Поляна, Поленово, сталкивающиеся с аналогичными проблемами. Даже на святая святых — пушкинское Михайловское — застройщики покушались, их натиск сейчас тоже отодвинут, но рецидив вполне возможен.

Заместитель руководителя Департамента охраны памятников Минкультуры РФ Владимир Цветнов в этих условиях возлагает большие надежды на созданную по распоряжению президента России Дмитрия Медведева специальную группу во главе с советником президента по культуре Юрием Лаптевым. В группу вошли высшие должностные лица Следственного комитета РФ, Прокуратуры, МВД, полпреды президента по всем округам. «Я присутствовал на первом ее заседании, — рассказал Владимир Анатольевич. — Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил, что было выдано строгое предписание всем прокурорам субъектов РФ, чтобы те взяли под особый контроль сделки с земельными участками, которые входят в музеи-заповедники и их охранные зоны… Уже есть результаты: в Бородинский музей приходят хозяева незаконно поставленных домов, говорят — мы готовы сняться, увезти дом, только дайте хоть какую-то компенсацию».

С другой стороны, Александр Работкевич в беседе с «Трудом» признал, что в период реорганизации элемент нестабильности в функционировании всякой структуры неизбежен. Не обернется ли это трагическими потерями в тех же Архангельском, Пушкиногорье, Поленове и многих других историко-культурных заповедниках, которых в России 1800, и далеко не все из них находятся под таким пристальным вниманием общественности?