КОГДА НЕ ХВАТАЕТ КРЕПКИХ СЛОВ

В прошлый вторник популярный столичный еженедельник опубликовал результаты опроса своих читателей. "В каких случаях вы употребляете мат?" - спросила редакция. Ответ был весьма неожиданным. В числе лидеров оказался такой вот вариант: "Когда смотрю телевизор".

Результаты этого опроса просто убийственны для составителей разного рода телевизионных рейтингов. Они ведь выдают свои цифры на основе числа включенных в тот или иной момент телеприемников. Почему-то считается: если зритель смотрит какую-либо передачу, то она ему нравится. На самом деле, как видим, все обстоит много сложнее: можно смотреть "ящик" и чертыхаться или даже употреблять более крепкие выражения.
Впрочем, шутки в сторону: речь пойдет о том, насколько полно и адекватно слышен в нынешнем эфире голос зрителя. Не стану здесь останавливаться специально на звонках людей в прямой эфир. Тут у телеканалов накоплен немалый опыт, в основном положительный. Хотя авторы некоторых передач и поддаются иной раз соблазну фальсификации. В серьезной публицистической программе "Народ хочет знать", выходящей каждым пятничным вечером на канале ТВЦ, сообщается номер телефона, по которому зрители могут задать вопрос или высказаться. Иногда мы даже слышим голоса позвонивших. Хотя внимательный взгляд без труда замечает, что перед нами - заранее записанная и смонтированная передача. Так что звонки - обычная уловка авторов, которые имитируют прямой эфир, свидетельствующий о высшем классе телевизионного творчества.
Имитация зрительской реакции не раз была поводом критики в адрес передачи "К барьеру!" (НТВ). Там заранее снятую дискуссию подавали в эфире так, будто она происходит на наших глазах. И предлагали звонить в студию, голосуя за одного из спорящих. Наивные зрители звонили и недоумевали: почему ведущий и в особенности судьи полностью игнорируют их мнение, почему столь важная при прямом ТВ "обратная связь" не действует?
Впрочем, в некоторых программах интерактивная связь - телефонное голосование, происходящее действительно в прямом эфире, - используется постоянно, в особенности для определения общественного мнения по самым острым политическим проблемам. Такими стали ежедневные опросы, которые телеканал ТВЦ проводит в своей главной информационной программе "События. Время московское".
Каждый вечер в шесть часов зрителям предлагается вопрос и три варианта ответа на него. Соответственно - три номера телефона, по которым можно позвонить. В главном десятичасовом выпуске канал продолжает принимать звонки и лишь после того подводит итоги. Конечно, профессионалы-социологи снисходительно относятся к подобного рода опросам: они не могут быть признаны репрезентативными. Но телевизионные голосования и не претендуют на научную подлинность. Они, по сути, являются сиюминутной эмоциональной реакцией аудитории на актуальные события дня.
Правда, телевизионщики, готовя формулировки вопросов, подчас сами оказываются во власти эмоций. И фактически подталкивают зрителей к ожидаемому ответу. Так, при выяснении вопроса: "Что гарантирует безопасность вашей квартиры?" зрителям предложили три варианта ответа: "милиция", "замки и охрана", "скромность и бедность". Понятно, что подавляющее большинство зрителей выбрало последний вариант ответа...
А в минувшую пятницу, когда их спросили: "Вы обычно выбираете водку..." и предложили варианты - "по цене", "по качеству" или "не употребляю", в телефонном голосовании странным образом приняли участие в основном люди непьющие. А среди тех, кто употребляет, "скромные и бедные" неожиданно оказались в меньшинстве.
В последние недели, конечно, зрителей не раз спрашивали об их отношении к замене льгот денежными выплатами. Зрители в подавляющем большинстве своем монетизацию отвергали - в том числе из-за слабой информированности. В этот понедельник, накануне решающего голосования в Госдуме закона во втором чтении, им предложили высказаться на тему: "Доводы правительства о необходимости замены льгот на деньги вас..." - и предложили продолжение: "успокоили", "разозлили", "запутали". Число позвонивших по трем этим вариантам - 451, 13 662, 650 - не оставляло сомнений насчет того, какова позиция телевизионной аудитории по этому жгучему вопросу.