ЗА КОЛДОВСКИЕ КОЗНИ - КАЗНЬ

В наши дни мало кого удивляет бурная деятельность разного рода колдунов и знахарей, гадалок и экстрасенсов. Объявлениями об их "услугах" пестрит все рекламное пространство. На прием к колдунам выстраиваются очереди, им несут порой последние деньги. Но вот что интересно. Два-три столетия назад, во времена, когда не было всеобщего образования, распространение колдовства решительно пресекалось. Свидетельство тому - документы, найденные недавно в архивах Белгорода и Курска. Об этом "Труду" рассказал начальник архивного управления Курской области Анатолий СТРЕЛКОВ.

- Самое давнее из найденных свидетельств обеспокоенности властей чародейством и волхвованием - грамота царя Алексея Михайловича, посланная в 1648 году белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину. Судя по тексту, государь, нисколько не сомневаясь, тех, которые своим "чародейством прельщают многих людей", называл "богомерзкими" и предлагал "бить батогами". 1653 годом датированы новые царские послания белгородским воеводам - в города Карпов и Старый Оскол. Теперь он уже повелевал "злых людей и врагов Божиих", уличенных в колдовстве в третий раз, без всякой пощады сжигать в срубах, а дома их разорять до основания.
Архивных данных о подобных казнях не найдено, скорее всего их и не было. Но в ссылку в "украинные города", какими в то время были поселения Белгородской оборонительной линии, замеченных в колдовстве ссылали.
Пресекала попытки волшебства и императрица Екатерина II. В одной из архивных папок сохранился указ императрицы, велевшей "всемерно наблюдать, не делаются ли где какие суеверия", а если кто такие "соблазны чинит", то их отсылать в суд без всякого отлагательства.
И все же из жизни народной суеверия окончательно не исчезали. В сентябре 1873 года рассматривал мировой судья Белгородского уезда жалобу крестьянина деревни Киселево Андрея Фатеева на своего односельчанина и однофамильца Фрола Фатеева, что тот, будучи колдуном, наводит порчу на людей, особенно на женщин, у которых затем случаются припадки и они "кричат на голоса", то есть кликушествуют. Затем Фрол Фатеев их лечит и получает за то "хорошую оплату".
Несмотря на показания свидетелей, обличавших его, Фрол Фатеев виновным себя не признал. Приглашенные судом врачи-эксперты сделали вывод, что "кликушество", о котором шла речь в суде, это всего-навсего притворство и народное суеверие. Фрол Фатеев, по мнению суда, пользуясь легковерием простых людей, лишь выдавал себя за колдуна. Суд постановил считать Фрола Фатеева оправданным.
Похоже, что в давние времена куда более здраво, чем теперь, смотрели на "колдовство и чародейство".