ЕВРОПА ЛЮБИТ НАШИХ ШТРАФНИКОВ
Еще совсем недавно, два-три года назад, непрестанно судачили, будто нас засуживают на международной арене. Имена ошибавшихся не в нашу пользу Вацлава Крондла, Грэма Полла, Марио ван дер Энде и др. становились нарицательными: натуральные диверсанты в стане русского футбола. Однако последний евросезон не дал никакой пищи для досужих толков. "Локомотив" на своем пути во второй групповой турнир Лиги чемпионов, кажется, не столкнулся ни с одной судейской помаркой (вспомним хотя бы победу над "Галатасараем" в Турции, где судье приходилось выдерживать мощный прессинг болельщиков, но он не дрогнул). "Спартаку" в его прошлогоднем состоянии, напротив, ни один рефери не смог бы ничем помочь. Сборной России на пути в финал Евро-2004 пока также мешают лишь нехватка квалифицированных игроков да невнятно-трусливая тактика главного тренера Газзаева. Зато в Швейцарии испанский судья Ибаньес назначил в нашу пользу такой пенальти, что даже миролюбивые альпийцы, изменив двухвековой традиции нейтралитета, едва не учинили над арбитром самосуд...
На первый взгляд, вопрос качества арбитража национального чемпионата справедливо остается в фокусе внимания: все-таки часто и грубо ошибаются судьи. Но, между тем, после некоторого перерыва, вызванного сменой поколений, российские рефери вновь выходят на первые роли в Европе. Не случайно ведь Валентин Иванов, дважды в ходе первого круга подвергшийся суровым санкциям по решению экспертно-судейской комиссии коллегии футбольных арбитров, не так давно судил финал престижного турнира на Кубок конфедераций, в котором встречались сборные Франции и Камеруна. Вместе с другим москвичом, Юрием Баскаковым, Иванов отобран судейскими чиновниками УЕФА для работы на матчах группового турнира Лиги чемпионов. С середины 1990-х годов не было такого, чтобы сразу два наших рефери вошли в европейский топ-класс. Парадоксально, но факт - Баскаков тоже уже два раза за полсезона подвергался санкциям на национальном уровне. В чем же дело?
В качестве одного из наиболее вероятных вариантов объяснения этого парадокса стоит обратить внимание на не бросающийся в глаза факт: в текущем чемпионате России как никогда много голов забивается после стандартных положений. Удары с 11-метровой отметки, грамотные исполнения штрафных и угловых принесли около трети голов текущего сезона! Лидер первенства ЦСКА забил таким образом и вовсе свыше половины своих голов. А ведь каждый стандарт - прямое следствие трели судейского свистка. Немудрено, что в такой ситуации цена ошибочного решения резко возрастает.
Иванов назначил пенальти в памятном матче ЦСКА - "Спартак" (вызвавший нешуточный гнев президента красно-белых Андрея Червиченко), полагаясь на собственную оценку эпизода. Как часто говорят судьи: что увидел, то и свистнул. Баскаков провинился во встрече "Локомотив" - "Торпедо", где за фол против Измайлова на самой линии штрафной не дал 11-метровый. Многократные просмотры видеопленок позволили определить, что оба рефери, скорее всего, ошиблись. Причем если в первом случае протест "Спартака" имел место, то во втором "разбор полетов" с последующим вынесением санкций случился по инициативе самой КФА. Ее руководитель Николай Левников сразу после игры даже поблагодарил Баскакова за хорошую работу... А спустя несколько дней арбитр понес суровое наказание.
СУДЬЮ БЬЮТ ПО КАРМАНУ
Как наказывают арбитров? Ведь формально все они считаются любителями - у каждого из них есть основное место работы. Как правило, оно непосредственно связано с футболом, однако встречаются исключения - среди арбитров премьер-лиги есть и менеджеры, и частные предприниматели, и даже офицер ФСБ. Хотя основной источник дохода для большинства - судейство. Разве что нижегородец Игорь Егоров, удачливый бизнесмен, подчеркивает, что судит для удовольствия, а не ради денег, но он, пожалуй, то исключение, которое подтверждает правило. Таким образом, отстранение от работы на две игры (основная санкция, которая применялась в первом круге) автоматически становится серьезным ударом по карману - ведь за успешно проведенный матч в премьер-лиге главный судья зарабатывает около 75 тысяч рублей. Однако во многих случаях наказание, вынесенное в зале КФА после десятков просмотров видеоповторов с различных точек, в том числе и в замедленном режиме, выглядит несоразмерно суровым. Ведь рефери на поле принимает решения за секунду, не имея возможности отмотать пленку назад, чтобы взглянуть на ситуацию под несколько иным углом.
Полтора года назад коллегию футбольных арбитров возглавил петербуржец Николай Левников, с именем которого вначале связывали надежды на позитивные перемены. Но теперь все чаще при любой судейской ошибке именно Левникова поминают недобрым словом - мол, не все в порядке в его ведомстве. Не будем следовать дурной традиции. Справедливости ради следует отметить: Левников стал первым руководителем нашего судейского корпуса, которому удалось добиться заметных результатов. До того, как арбитр из Петербурга закончил свою карьеру и принял предложение возглавить КФА, за 10 лет существования российского футбола у арбитров сменились семь руководителей. А доверия к судьям, в итоге, не было ни у кого: ни у футболистов, ни у клубных боссов, ни у болельщиков. Неудивительно, что в такой ситуации каждая ошибка рассматривалась как предвзятость, а работа рефери оказалась сродни саперской...
ЛЕВНИКОВ МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ
Левников со своей командой всерьез взялся за исправление положения. Были оперативно разработаны устав коллегии, четкое положение, определяющее принципы ротации судей, дисциплинарный кодекс. Отныне уже невозможно по воле клубных руководителей отстранить от работы неугодного судью на полгода-год, что раньше случалось сплошь и рядом. Выработаны четкие критерии допуска судей к работе, вскоре в КФА появится штатный тренер по физподготовке, а все рефери будут получать индивидульные рекомендации по психологическому настрою на матчи. В несколько раз возросли гонорары арбитров, что стало дополнительной гарантией их непредвзятости - в России сложно найти человека, который добровольно рискнет потерять профессию, легально приносящую ему несколько тысяч долларов в месяц.
Однако вместо того, чтобы пойти по европейскому пути и воспользоваться общепринятой практикой, согласно которой все арбитры делятся на несколько групп и получают тем больше назначений на матчи, чем выше их рейтинг, а ротация производится один-два раза в год - по итогам сезона или круга, КФА продолжает использовать порочную практику видеопросмотров и дисквалификаций. Думается, Левников и КФА оказались заложниками обстоятельств. На судей в России издавна принято пенять, объясняя их реальными или мнимыми промахами в том числе и собственные просчеты и неудачи (вспомним хотя бы пассажи на эту тему того же Газзаева). Если бы судейская коллегия не реагировала на волны возмущения, поднимаемые после каждой мало-мальски заметной оплошности, ее бы никто, что называется, не понял.
Вот и приходится Николаю Левникову, великолепному в недавнем прошлом арбитру и начинающему пока футбольному чиновнику, лавировать меж двух огней, стараясь сохранить доверие и уважение как в глазах своих коллег, так и со стороны остальных участников футбольного действа. "Общество не готово к тому, чтобы не наказывать судей за их ошибки", - говорит президент КФА. Но в противном случае судьи попадают под постоянное давление, которое порой переходит все границы. Страх ошибиться (а кто не ошибается?) и потерять работу только провоцирует срывы даже весьма опытных рефери. Что уж говорить о "новой волне" судей, которым совсем недавно перевалило за 30 лет, которые занимают все более заметные позиции и которых наш футбол рискует потерять, если взваленный психологический груз окажется для них непосильным...