- Анатолий Евгеньевич, уже не в первый раз вы вновь пообщались с шахматистами в тюремных робах. Зачем?
- Несколько лет назад меня избрали членом попечительского совета ГУИНа, поэтому я считаю своим долгом оказывать помощь, в первую очередь психологическую, тем, кто отбывает наказание в тюрьме. Люди, находясь в колонии, не только осознают свою вину, но и хотят начать все с нуля. Они заново рождаются, проявляют волю. И мои шахматные сеансы - своего рода ступеньки к возрождению...
- Помимо поездок в колонии, вы давно выступаете инициатором создания шахматных клубов и в России, и за рубежом. Сколько подобных клубов-школ довелось открыть вам за минувшие годы?
- Точной статистики у меня нет, но примерно в мире насчитывается около 30 клубов под моим именем. В России я лично открывал 16 шахматных школ, а кроме того, сегодня подобные клубы действуют еще в 12 странах. Лидером среди долгожителей стал клуб в Дамаске, открытый в 1973 году, - в его стенах, кстати, воспитаны все шахматисты сборной Сирии. Очень популярен клуб в Баден-Бадене (Германия), где по нашей методике много лет ведет уроки известный гроссмейстер Фогт.
- Как нам стало известно, в этом году впервые открывается очередной клуб Карпова в США?
- В штате Канзас существует старинный колледж, где обучаются 2500 студентов. Его ректорат получил специальный грант из федерального бюджета на сумму 260 тысяч долларов. Эти средства решено направить на организацию работы нового шахматного клуба для студентов всего штата. Я бывал в этом колледже в Линдборге, где проводил семинары. Они прошли с большим успехом. Вот почему мой курс обучения и принят за основу. Официально я открою новый клуб в конце этого года...
- Но далеко не всегда ваши инициативы находят поддержку и понимание у представителей власти. Недавно "Труд" получил острый сигнал из Тольятти, где местный клуб шахматистов был, грубо говоря, выставлен за дверь. Вам известны подробности этого дела?
- Разумеется, местные шахматисты сразу поставили меня в известность об инциденте. В свое время я посетил Тольятти и получил от местной мэрии заверения, что клубу будет оказана всемерная поддержка. Но, как выяснилось, на здание с просторным залом имелись другие виды. Решением мэра города господина Уткина клуб лишили права аренды, хотя расчеты производились своевременно.
Недавно с помощью милицейского наряда шахматистов выселили из клуба без юридических оснований. Это возмутительный факт!
- Анатолий Евгеньевич, примерно через месяц в шахматном мире начнется очередной раунд в борьбе за мировую корону. Речь идет о полуфинальном сентябрьском матче Гарри Каспарова и украинского гроссмейстера, чемпиона мира Руслана Пономарева в Ялте. Матч пройдет под патронажем президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Но настораживают публикации в прессе о том, что это уже финал за титул чемпиона мира. Почему возникают варианты с новым статусом матча?
- Не берусь судить о том, что могло предшествовать этому матчу. Но ясно одно, разговоры о том, что в Ялте пройдет уже финал - некорректны. Нельзя забывать о втором полуфинальном поединке между россиянином Владимиром Крамником и венгром Петером Леко. Каков статус второго поединка? Об этом ясно сказано в пражском соглашении: полуфинал. Но сроки матча не ясны. Нет пока призового фонда. Все это требует уточнения.
- Какие свои выступления вы планируете в ближайших турнирах?
- Я подтвердил свое участие в крупнейшем международном турнире по быстрым шахматам во Франции. Он соберет 16 лучших гроссмейстеров мира. А стартуем в конце октября этого года.
- Предпочтение быстрым шахматам чем-то обусловлено?
- Да, статистика последних лет обнадеживает: у меня стабильные высокие результаты в крупнейших соревнованиях. И я надеюсь продолжить эту традицию.
- Сегодня существует множество турниров разного формата - это и Олимпиады, где играют более 1000 участников, и соревнования по системе "нокаут", где проигравшие сразу выбывают из борьбы, и матчи двух соперников. Какой вариант из них самый сложный, на ваш взгляд?
- Безусловно, борьба по формуле "один - на один". Мне довелось выступать 11 раз в подобных матчах-дуэлях, и я убедился, что здесь в психологическом плане шахматист проходит самое трудное испытание и характера, и своего таланта. Поэтому возвращение к классической схеме матчей претендентов я расцениваю как вполне логичное и справедливое решение.