ШЕДЕВРЫ ПОД ПЕЛЕНОЙ

Кажется, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике уже все изучено вдоль и поперек, не осталось никаких тайн и загадок. Но такое впечатление обманчиво. Об этом рассказывает заместитель директора музея по науке Илья СМИРНОВ.

- В Кириллове огромные музейные фонды. Прежде всего это коллекции древнерусской живописи, рукописных и старопечатных книг, народного искусства. Они создавались на протяжении 80 лет. По доступности коллекций для посетителей наш музей посоревнуется с некоторыми московскими и петербургскими. Но жизнь идет вперед, и мы стараемся не отстать от нее. Работаем над тем, чтобы наши экспонаты были доступны любителям искусства всего мира, - создаем электронный каталог, что требует немалых усилий.
Мы постоянно занимаемся реставрацией произведений древнерусской живописи - икон. И здесь нас нередко ожидают открытия. Зимой наш реставратор высшей категории Анатолий Огарков закончил работу над уникальным экспонатом - расписным тяблом из иконостаса Успенского собора. Собор был построен в 1497 году, более 500 лет назад. Одновременно со строительством создавался иконостас. Сейчас он - единственный в России, сохранившийся с XV века. И по живописной манере, и по размерам - произведение уникальное. Когда-то иконостас был тябловым, то есть иконы в нем установлены рядами, плотно друг к другу, на деревянных брусьях. В Успенском соборе, к счастью, за новой рамой сохранилось несколько элементов тябловой конструкции. Один из них мы изъяли и обнаружили, что на нем - первоначальная живопись. Такое довольно редко встречается в нашей практике. Реставратор расчистил живопись, укрепил ее, и мы внесли уникальный экспонат в экспозицию музея. Теперь его может увидеть каждый посетитель.
- Надо полагать, это не единственная находка?
- Да. Посетители музея могут познакомиться и с "гвоздем" сезона. Речь о вестибюле в Архимандритском корпусе - там после реставрации открылась необычная живопись. В период с 1838 по 1840 годы один из архимандритов Кирилло-Белозерского монастыря повелел расписать вестибюль изображениями монастырей, которые входили в благочинный округ и за которыми настоятель осуществлял надзор. Видимо, в память о том, какие именно монастыри были при нем. В начале прошлого века часть монастырских построек была национализирована, Архимандритский корпус отдали под детский дом, потом - под школу-интернат. Новые хозяева закрасили стены зеленой масляной краской. И даже мы, сотрудники музея, считали, что первоначальная живопись утрачена. О ней мы знали только по литературе.
После того как в 1980-е годы школа-интернат была переселена в другое место, мы приступили к реставрации вестибюля и вскоре обнаружили живопись под несколькими слоями краски. Ее удалось убрать и привести рисунки в нормальное состояние. Эта работа уникальна и представляет большой интерес в историческом плане. На стенах изображены монастыри в том виде, в котором они были в 1840 году. Это важно, поскольку позже они перестраивались. Реставрацию провели специалисты из Москвы.
- Ваш музей - единственный в Вологодской области, находящейся в федеральном подчинении с 1997 года, он также входит в число особо ценных объектов культуры России...
- Это ко многому обязывает. Недавно экскурсовод рассказывал, как одна туристка из Америки благодарила за внимание. Наш сотрудник попросил уточнить, в чем оно выразилось? Оказывается, перед поездкой в Россию туристам говорили, что информацию на английском языке они могут получить только в Москве и Петербурге. И удивились, когда в таком небольшом провинциальном городке, как Кириллов, они увидели поясняющие надписи по-английски. Более того, сейчас мы предлагаем зарубежным туристам справочно-информационный материал на английском, французском и других языках. Эти издания подготовили наши сотрудники. Впервые в истории Кирилло-Белозерского музея весной мы провели научную конференцию по итогам года. Конференция вызвала живой интерес у сотрудников университета в Вологде и работников национального парка "Русский Север".
Перейдя в федеральное подчинение, мы впервые за долгие годы стали получать средства не только на реставрацию, приобретение оборудования, но и на пополнение наших фондов. Это позволило организовать научные экспедиции по сбору экспонатов, по изучению народной культуры. Более активной стала издательская деятельность. Наряду с путеводителем по церковному искусству и каталогом "Фрески Дионисия" были переизданы проспекты, буклеты, посвященные музейным экспозициям. Все это пригодится не только исследователям, но и рядовым туристам.