Верховный суд, по утверждению интернетовской газеты "Мострадор", 14 голосами против 6 вынес решение лишить бывшего диктатора Аугусто Пиночета иммунитета, вытекающего из созданного им "под себя" поста пожизненного сенатора.
Для родственников погибших и пропавших без вести, а в этом скорбном списке насчитывается по меньшей мере 3000 имен, это хорошая новость, вторая по счету - в мае апелляционный суд в Сантьяго с небольшим перевесом голосов (13 - "за" и 9 - "против") высказался за лишение генерала неприкосновенности. Окончательный вердикт должен был вынести Верховный суд - и вот он сказал свое веское слово. Выходит, наступает развязка? Едва ли. Есть достаточно оснований предсказывать, что генерал в неизменных темных очках снова избежит заждавшейся его скамьи подсудимых.
Во-первых, защита приведет проверенный довод о неудовлетворительном состоянии здоровья подопечного. Стоит вспомнить, как британское правительство, задержав экс-диктатора по запросу испанского судьи (десятки его сограждан исчезли без следа в пору, когда в Чили хозяйничали пиночетовские эскадроны смерти), никак не могло решиться на экстрадицию Пиночета. Казалось бы, у Лондона были на руках все аргументы - и ордер на выдачу его испанцам, и договоренности о межгосударственном взаимодействии правоохранительных органов, и та же Европейская конвенция по правам человека. В Британии отсутствовало и сколько-нибудь сильное лобби в поддержку чернорубашечного путчиста (баронессу Тэтчер в этом контексте можно не принимать в расчет).
И все-таки правительство лейбористов Тони Блэра, подсчитав, видимо, убытки от серьезно обострившихся в этом случае отношений с Чили, сочло за благо отпустить Пиночета восвояси, сославшись больше для приличия на невозможность судебного преследования очень больного 84-летнего старца. Однако триумфальное возвращение в Сантьяго и встреча в аэропорту с многочисленными поклонниками, которая транслировалась в прямом эфире Би-би-си, заставили всех усомниться, так ли уж хил и слаб старый служака.
Правда, адвокаты Пиночета и теперь под угрозой судебного разбирательства у себя дома настаивают на медицинском освидетельствовании своего клиента. Но при этом ссылаются не столько на его физическое недомогание, сколько на умственную немощь, которая выражается в провалах памяти. Чилийское правосудие в этом случае обычно умывает руки и отпускает душу на покаяние.
Далее, не нужно забывать, что заочные приговоры граждан, имеющих свое мнение о том, какое место в современной истории займет Пиночет, прямо противоположны - его называют либо спасителем отечества, либо архизлодеем. И хотя президент Чили Рикардо Лагос убежденно отвергает предположение, что суд над пожизненным сенатором вызовет "политическую нестабильность", он вряд ли хотел бы "председательствовать" при новом расколе общества.
Не исключено, что при всей независимости судебной системы Сантьяго (как до этого Лондон) будет тянуть время. Дожидаясь, когда Пиночет предстанет не перед человеческим, а перед Божьим судом.