У «Ники» поникли крылья

Послесловие к одному культурному мероприятию

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы. На сцене не было художественного руководителя и мотора «Ники» Юлия Гусмана, который обычно заводил публику своими остротами. Не было также знаменитого кинокапустника, смелых речей и других примет старой доброй «Ники». Зато церемония прошла быстро, уложились в два часа.

Несколько наград на «Нике» были вручены посмертно: выдающемуся композитору Эдуарду Артемьеву за музыку к фильму «Нюрнберг» и прекрасному актеру Сергею Пускепалису за роль второго плана в фильме «Сердце пармы». Одна из самых почетных статуэток — «Честь и достоинство» — была присуждена не так давно ушедшему от нас Александру Ширвиндту. Летом прошлого года ее успели вручить в Театре Сатиры после спектакля с участием блистательного артиста и режиссера, многолетнего худрука театра, при котором коллектив не сотрясали пожары и скандалы.

Из действующих творцов триумфатором нынешней «Ники» стал Сергей Урсуляк. Его военный кинороман «Праведник», рассказывающий о подвиге советского офицера Николая Киселева, который в 1942 году вывел более 200 евреев с оккупированной нацистами территории Белоруссии, получил пять наград. В том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу (Михаил Милашин), лучший монтаж (Маргарита Смирнова), лучшую главную мужскую роль (Александр Яценко, на фото).

Фильмы «1993» Александра Велединского и «Снегирь» Бориса Хлебникова, выдвинутые в шести номинациях, получили по одной утешительной награде. В первом случае — лучшему звукорежиссеру (Андрей Худяков и Кирилл Бодров). Во втором случае сын режиссера Макар Хлебников, исполнивший в «Снегире» одну из главных ролей, победил в номинации «Открытие года», хотя одаренного молодого актера еще в 2021 году впервые сняла Наталия Мещанинова в резонансном сериале «Пингвины моей мамы».

Три «Ники» завоевал фильм «За нас с вами» классика нашего кино Андрея Смирнова. Сам Андрей Сергеевич получил приз за лучший сценарий, а актрисы из его фильма Юлия Снигирь и Ирина Розанова были удостоены наград соответственно за главную женскую роль и за роль второго плана. Снигирь разделила свой приз с другой Юлией — Пересильд, которая снялась в космическом блокбастере «Вызов». Фильм не облетел весь мир, как это замышлялось его продюсерами, но собрал в нашем прокате более 2 млрд рублей и принес Пересильд Госпремию РФ, а теперь еще и первую «Нику». «Золотые орлы» у Юлии уже есть.

«Орел» неслучайно влетел в этот текст. «Ника», ставшая первой независимой кинопремией, и возникший позже державный «Золотой орел», пытавшийся «Нику» заклевать, одно время враждовали между собой. Потом просто соперничали, потом относительно мирно сосуществовали. «Ника» неизменно отстаивала свободу творчества, поддерживала честное, острое, проблемное авторское кино. «Золотой орел» привечал кинематограф социального оптимизма, больших бюджетов и солидных кассовых сборов. И в этом смысле в существовании двух кинопремий была даже своя логика. Нынче же разница между ними стала стремительно стираться.

По сути, на двух премиях тасуется одна и та же колода из пяти-шести картин. И на «Нике» в топе фильмы «Вызов», «Снегирь», «1993», «Праведник», и на «Орле» они же. В итоге фильм Урсуляка получает пять статуэток с изображением крылатой богини победы. Можно было бы искренне порадоваться за режиссера, ставшего победителем старейшей кинопремии, если бы не знать, что несколько месяцев назад он за этот же фильм получил четыре «Золотых орла» — и практически в тех же номинациях. Ну и в чем тогда, скажите, смысл существования двух премий?

Замечательно, что «Ника» поддержала яростный антисталинский, антитоталитарный фильм Андрея Смирнова «За нас с вами», который, минуя прокат, сразу вышел на онлайн-платформах и стал общественным событием — о нем спорили в социальных сетях и на кухнях. Но почему на «Нике» не рассматривались участвовавшие в крупных международных фестивалях фильмы «Сказка» Александра Сокурова, «Пациент № 1» Резо Гигинеишвили, картина «Каникулы» Анны Кузнецовой, победившая на новом престижном киносмотре «Маяк» в Геленджике? Это то самое яркое и умное авторское кино, которое в прежние годы привечала богиня победы.

«У этих фильмов нет прокатных удостоверений», — привычно отвечают на подобные вопросы в дирекции премии. Дескать, на нет и суда нет. Но почему Академия «Ники» (а это более 600 ведущих кинематографистов страны во главе с ее президентом, всемирно известным режиссером Андреем Кончаловским) не потребует ответа у чиновников Минкультуры, на каком основании эти и ряд других фильмов последних лет легли на полку? Понятно, что «Ника» не место для дискуссий, но почему на церемонии не был даже робко упомянут вопрос о цензуре, которая вроде бы запрещена Конституцией России, но неотвратимо набирает силу в нашей стране? Почему никто не высказал слов поддержки многократному лауреату «Ники», режиссеру, продюсеру, педагогу Александру Сокурову, которого после запрета «Сказки», по сути, лишили права на профессию и методично выдавливают из страны?

«Разве кто-нибудь заметит здесь мое отсутствие?» — горько отозвался недавно Александр Николаевич, комментируя решение открыть в сентябре свою режиссерскую мастерскую в Ереванском институте театра и кино. Судя по атмосфере на «Нике», никто и впрямь ничего не заметит. За крылатую богиню неловко.