Долой смартфоны: школьникам грозит запрет гаджетов на уроках

Чиновники не знают сами как будет работать запрет, а сама идея вызывает массу вопросов

Очередная запретительная инициатива властей прозвучала на заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко допускает запрет на гаджеты в школах и в этом с ней солидарна глава Роспотребнадзора Анна Попова. Матвиенко попросила её решить этот вопрос уже к 1 сентября. Попова даже предложила создать рабочую группу о порядке пользования телефонами в школе и пообещала спикеру через месяц представить конкретные предложения.

Запретить и спрятать

Поддерживая ограничительную меру, Матвиенко ссылается на мнение многих педагогов и родителей: смартфоны отвлекают от учебного процесса. Также электроника отучает молодёжь от живого общения и в отдельных случаях подчёркивает неравенство доходов, опасается спикер.

«Вообще надо запретить (носить телефоны – TRUD.RU) в школу, наверное, потому что у нас нет условий для хранения. Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять, а потом этот телефон исчезнет, директора школ тоже не будут брать на себя такую ответственность», - цитирует ТАСС слова Матвиенко

С другой стороны, сенатор признаёт: повальные запреты не нужны, к вопросу организации хранения гаджетов в школе придётся вернуться.

О камерах хранения для гаджетов говорил и первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. При необходимости школьник сможет забрать телефон и связаться с родителями или близкими.  

Оплачивать хранение телефонов предложил член Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Виталий Милонов. «Если родитель хочет, чтобы ребёнок был с мобильным телефоном - он покупает условно место в ячейке и всё», - цитирует парламентария «Парламентская газета». Что делать родителям, у которых нет лишних денег оплатить ячейку, Милонов не уточняет. Если средств на навязанную услугу в семье не окажется, трудно рассуждать о равном подходе к обучению.

Не нужны именно смартфоны, «простенький телефон» до и после занятий допустим, считает Милонов.   

Запрет на гаджеты в таджикских школах действует уже 12 лет, напомнил депутат местного парламента Додихудо Саймуддинов. Ограничение на телефоны в школах принято на волне борьбы с роскошью. Сейчас запрет касается даже преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений, а нарушителей предписания ждёт штраф.

Предложения, а не запреты

«Запрещать мобильные в школах совсем нельзя. Но во время урока их использование недопустимо. Тем более что было много случаев, когда преподаватели или ученики нарушали закон, позволяли себе издевательства», - приводит «Москва-24» слова главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова. Именно съёмка с гаджета в спорных ситуациях помогала зафиксировать различные инциденты в классе и коридоре, подчеркнул депутат.

«Я за предложения, а не за запреты. Безусловно, нужно что-то предлагать, если будет запрос на регулирование», - цитируют РИА Новости уполномоченную при президенте РФ по правам ребенка Анну Кузнецову. В некоторых школах решения по гаджетам принимают сообща родители, учителя и дети. Решать вопрос стоит в этом направлении, полагает Кузнецова.

Смартфоны и планшеты можно использовать во благо, уверен член комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов. При помощи гаджетов можно организовать обучение, а идея запретить телефоны в классе скорее вредная. «То, что школьник сидит в телефоне, а не слушает урок – зависит от преподавателя. Есть преподаватели, которые действительно интересно рассказывают и у них интересный материал, а есть преподаватели, с которыми ученикам, кроме как брать в руки телефон, ничего не остается», - приводит его слова агентство «Москва».

Детей как можно раньше следует учить пользоваться смартфоном, уверена детский и подростковый психолог Елена Лосева. «Вас родители учили в театр ходить, что нельзя ковырять в носу, пинать впереди стоящие сидения, вытирать рукавом в буфете. Вот со смартфонами ровно та же ситуация — учить пользоваться. Причем чем раньше, тем лучше. Как только дали в руки — правила пользования: где, когда, сколько, почему...», - цитирует эксперта издание «НьюИнформ».

В гаджетах не стоит видеть зло, пояснила адвокат и телеведущая Виктория Данильченко. Современные дети уже в три года легко справляются со смартфоном, а в пять лет в состоянии объяснить взрослому как пользоваться электроникой. Конечно, цифровизация общества приводит к слабому желанию молодых людей чему-то учиться, а педагоги вынуждены бороться за внимание детей с развлекательными приложениями. «Но эти факторы скорее требуют всеобщего изменения подходов в образовании и обучении детей навыкам цифрового общения, чем запретов. Необходимо адаптировать педагогические программы под способности наших детей к моментальному освоению новых информационных технологий», - приводит слова Данильченко Regnum.

«Запрет смартфонов — самый последний вопрос, который стоит обсуждать при разговоре об образовании. Здесь накопилось большое количество серьезных противоречий и проблем, а вопрос со смартфонами больше отвлекает законодателей и Роспотребнадзор от их деятельности», - приводит «Экономика Сегодня» слова эксперта рабочей группы «Семейная политика и детство» при экспертном совете Правительства РФ Руслана Ткаченко. Родители сами решат, как их чадо будет пользоваться техникой. А учителя должны не бояться гаджетов, но применять их наравне с подрастающим поколением, уверен специалист.

Достаточно ограничить телефоны именно на занятиях, считает председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Перед уроком дети могут положить телефоны в специальное место в классе, а забрать технику на перемене. Если ввести тотальный запрет на гаджеты в школе, это вызовет резкое неприятие не только детей, но и родителей, предупреждает Волынец.

Раскритиковал возможный запрет и сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Мобильные телефоны можно класть в специальные ящички, чтобы школьник имел доступ к телефону в свободные минуты и в экстренных ситуациях, предложил эксперт. С другой стороны, на уровне школы можно принять акт: играть в виртуальные игры на уроках нельзя. В таком случае вовсе не понадобится запрещать ношение гаджетов, рассуждает Луховицкий.

Напомним, по данным сентябрьского опроса ВЦИОМ, 73% соотечественников поддерживают ограничения на смартфоны для школьников во время урока. 69% респондентов уверены: запрет должен касаться учащихся всех возрастов. При этом чаще прочих – 81%, за ограничения гаджетов в классах высказывались родители, у чьих детей нет мобильного телефона.