Юбилейный вердикт «Хрустальной Турандот»

В театре имени Вахтангова прошла XXV церемония вручения Независимой театральной премии «Хрустальная Турандот»

Ни одна негосударственная премия в области театра таким долгожительством похвастаться не может. Первая в новой России независимая театральная премия отметила первые четверть века своей истории – яркой, насыщенной, трудной и очень счастливой.

Театр капризен и непредсказуем, он – вечный поиск сложных ответов на простые вопросы, он – ежедневное испытание на верность для каждого, кто к нему причастен. Турандот, возможно, одно из самых точных воплощений загадочной природы лицедейского искусства.

В 1991 году продюсер, режиссер и сценарист Борис Беленький учредил премию, не имевшую аналогов тогда, не знающую конкурентов и поныне. Существуя на частные пожертвования, она не зависит ни от воли министров от культуры, ни от прихотей управленческого аппарата Союза театральных деятелей. Достойнейших из достойнейших выбирают те, кто театр любит, но сам к нему никакого отношения не имеет. У истоков, как принято выражаться в таких случаях, стояли личности абсолютно нерядовые – балерина Екатерина Максимова, кинорежиссер Петр Тодоровский, писатель Анатолий Приставкин. Те, кто пришел им на смену, в открытых источниках поименно никогда не упоминаются и, наверное, это правильно, поскольку исключает возможность «давить» и «убеждать» и тем более «оспаривать» решения этого «тайного совета». Вердикт оглашен и обжалованию не подлежит – объективная оценка спектакля сродни математическому доказательству красоты дамасской розы.

Чтобы услышать решения прекрасной Турандот (Екатерина Гусева в фантастическом наряде от Славы Зайцева была как всегда обворожительна) из первых уст, достаточно купить билет на церемонию в кассе театра Вахтангова. В отличие от прочих наградных театральных церемоний, к коим допускаются лишь избранные – эта более чем демократична. На сей раз зрители были приглашены на своеобразные смотрины: умница-красавица, а столько времени жениха выбрать не может. За эту непростую задачу взялся… нет, не сваха – свах! Темпераментный и остроумный Василий Бочкарев одному ему известной хитростью совместил виртуозность двух своих знаменитых предшественниц – Ханумы и Феклы Ивановны. Отец-основатель премии стал свидетелем со стороны невесты, а номинанты – они ведь и так соискатели любви своенравной принцессы.

Награды в номинации «За честь и достоинство» был удостоен Василий Семенович Лановой. Легендарный Калаф получил свою «Турандот» на сцене родного театра, которому отдал действительно всю свою жизнь – 60 лет. Не утративший ни легкости, ни остроумия Василий Семенович поделился с залом историей, случившейся лет 20 тому назад во время гастролей вахтанговцев в Тбилиси. Творческий вечер актера в театре имени Шота Руставели уже подходил к концу, как вдруг на сцену на дрожащих ногах вышла древняя, едва ли не столетняя старушка и со слезами на глазах стала благодарить артиста за фильмы, «на которых я выросла». Вот вам и волшебная сила искусства!

Еще она награда за верность театру, но уже на ином поприще – за безупречную организацию театрального процесса – была вручена директору «Ленкома» Марку Варшаверу. Несмотря на то, что Марк Борисович организует сей нелегкий процесс в прославленном театре уже четыре десятка лет, сам он полагает, что это – награда за преданность одному режиссеру.

Оспаривать у таких театров любовь их верных рыцарей принцесса наотрез отказалась. Вздумал свах пугать принцессу – выйдешь за кого попало, намучаешься так, что впору будет в омут головой. Оценив мудрость упорного сваха, Турандот присудила приз за лучшую женскую роль сезона Евгении Крегдже за Катерину в «Грозе» Островского. Это была первая серьезная награда в жизни молодой вахтанговской актрисы.

Попробовали принцессу завидной партией соблазнить – жених-де и высок, и красив, и талантлив. Но тут невеста осторожность проявила – а вдруг любовь к ней для претендента лишь очередной ролью окажется – и сочла за лучшее отдать награду Владимиру Симонову за заглавную роль в спектакле театра Вахтангова «Минетти». Вручая приз своему тезке, кинорежиссер Владимир Хотиненко не без иронии отметил, что театральная публика аплодирует щедрее киношной: то ли зависти у нее меньше, то ли радости жизни больше.

Лучшей режиссерской работой сезона был признан насмешливый и язвительный «Дом, который построил Свифт» в театре имени Пушкина. Жалящая английская сатира в не менее острой «аранжировке» Григория Горина оказалась снова не просто в духе времени, а абсолютно ему адекватна. Такое на театре не часто случается. Награду Евгению Писареву вручал Марк Захаров, поблагодарив собрата по цеху за то, что тот вернул его, Захарова, давний долг другу: Горин мечтал увидеть свою пьесу на сцене, а Марку Анатольевичу не удалось эту мечту осуществить, потому и пришлось переносить ее на телеэкран. Ну, а сам счастливый обладатель увесистой статуэтки признался, что этот день запомнит на всю жизнь, ведь благодаря фильмам и спектаклям Захарова он, в общем-то и занимается тем, чем занимается, а значит и стоит на этой сцене.

Для художника Сергея Бархина нынешняя награда уже четвертая, и по его собственному уверению это результат того, что Судьба все время посылает ему самых лучших актеров и режиссеров. На сей раз призом отмечена сценография к спектаклю «Плешивый амур», который в Московском ТЮЗе поставила Генриетта Яновская. Пьеса Евгения Попова пролежала у нее буквально, что называется, в столе 42 года. Она привезла ее с гастролей в Красноярске. Тогда еще никому не известный 26-летний местный драматург после какого-то спектакля дал ей свою пьесу. Старый советский двор – главный ее герой – тогда был еще совершенно не старым. Эпоха ушла, рассказ о ней остался и обрел новую жизнь. Спектакль Яновской – не ностальгия по безвозвратно минувшему, но гимн любви, прорывающей пелену бытового кошмара – и стал лучшим спектаклем этого сезона.

Награды розданы. Июль стучится в двери. Пора паковать отпускные чемоданы и отправляться в дальние дали… чтобы успеть вернуться до того, как в свои права вступит новый театральный сезон. Четверть века для бессмертной принцессы –разве это срок?