Главная Культура 00:06 05 Июля 2013 136
Турандот раздает награды

На 22-й церемонии вручения театральной премии заветных статуэток вручили больше, чем предполагали сами организаторы

Ксения Вишневская

По традиции, заложенной в 1991 году, московский театральный сезон заканчивается вручением независимой премии «Хрустальная Турандот». 22-я церемония оказалась необычной: заветных статуэток вручили больше, чем предполагали сами организаторы.

Задолго до начала церемонии в колоннаде театра Вахтангова несчастливцевы спрашивали лишние билетики. Счастье увидеть в один вечер чуть не половину звезд московских театров улыбалось немногим. Несмотря на разгар лета, зал был полон и дружно вспыхивал экранами миниатюрных фотокамер при появлении очередного гостя. Олег Табаков и Владимир Зельдин, Алла Сигалова и Светлана Немоляева , Юлий Гусман и Константин Хабенский, Сергей Безруков и Владимир Познер — миссию «вручантов» мудрая Турандот всегда поручает самым известным и любимым.

У «Хрустальной Турандот» по сравнению с другими театральными премиями есть одно существенное преимущество: судьбу наград определяют люди, театр любящие, но прямого профессионального отношения к нему не имеющие и в СТД не состоящие. И принцип «всем сестрам по серьгам» тут не работает. Достоин — получай! Даже если для этого потребуется нарушить изначально принятый регламент. На этот раз его нарушили дважды.

Во-первых, впервые был присужден приз за лучший мюзикл, доставшийся «Графу Орлову» (Московская оперетта). Директор театра Владимир Тартаковский (он же продюсер проекта), выйдя на сцену вместе с исполнителями главных ролей и автором либретто Юлием Кимом, признался в любви к «Турандот» как раз за то, что здесь нет конкурирующих номинантов, экспертного совета и критиков, то есть всего того, что зачастую омрачает радость от получения желанной награды. Радость победителей можно понять — мюзикл до сих пор на отечественной сцене чувствует себя незваным гостем, большинство проектов живет лишь год-два. Удержит ли «Хрустальная Турандот» эту номинацию и дальше, покажет время, но в любом случае музыкальная брешь в сугубо драматической до сих пор премии пробита.

Мне было очень интересно узнать мнение на этот счет самой хозяйки вечера, обряженной в костюм прекрасной Турандот. Нонна Гришаева призналась:

— Вручать награды очень приятно еще и потому, что среди них за все время существования премии не было ни одной, с присуждением которой я была бы не согласна как зритель или как актриса. Не стараюсь заранее предугадать будущих номинантов и специально посмотреть какие-то спектакли. Просто из всего происходящего в московской театральной жизни выбираю самое, на мой взгляд, интересное и обязательно иду смотреть. А в конце сезона каким-то чудесным образом оказывается, что эти люди и есть очередные герои «Хрустальной Турандот».

Вторым отступлением от многолетней традиции стало присуждение двух наград за лучшую женскую роль сезона. Лавры разделили Ольга Прокофьева (Марья Александровна Москалева в «Дядюшкином сне» «Маяковки») и Александра Урсуляк (Шен Те в «Добром человеке из Сезуана» Театра им. Пушкина). Обе постановки показательны. «Дядюшкин сон» перестал быть трагедией униженного и оскорбленного старика, как это игралось по традиции, укоренившейся еще с советских времен, и превратился в энциклопедию причин и следствий юношеского цинизма, что по временам нынешним куда как актуально.

«Добрый человек» принес Юрию Бутусову «Хрустальную Турандот» за лучшую режиссуру. Второе пришествие этого спектакля на московские подмостки (не будем проводить параллели с легендарным таганковским спектаклем 60-х годов минувшего века) можно счесть добрым знаком: сегодняшний молодой зритель наконец созрел для серьезного разговора о жизни. Сомнения на этот счет, возникшие у «Труда», Александра Урсуляк развеяла очень решительно:

— Поколения 20- и 30-летних начинают очень тонко и остро чувствовать время, в котором им приходится жить. Можно закрывать себе глаза мишурой, но долго так продолжаться не может — жизнь заставит задуматься о том, с чем и ради чего ты пришел в этот мир, и ей нельзя будет не ответить.

Обладателем приза за лучшую мужскую роль стал Алексей Вертков (Веничка в постановке «Москва — Петушки», Студия театрального искусства Сергея Женовача). Спектакль по такому материалу в таком театре одних поверг в шок, других в восторг, и всех — в искреннее изумление. Результат — закономерен.

Самым удачным дебютом сезона признана роль Констанции в «Трех мушкетерах» РАМТа, сыгранная Анной Дворжецкой и принесшая ей заветную статуэтку, которую вручил наставник Анны, ректор «Щуки» Евгений Князев. Спектакль Российского молодежного стал еще одним доказательством того, что даже эпоха рынка не в состоянии вытравить из юных сердец романтику. Во всяком случае, у нас, в России.

Самая почетная награда — «За беззаветное служение театру» — была вручена блистательной Алле Демидовой. Ровно 50 лет тому назад ныне прославленная и легендарная, увенчанная неиссякаемой зрительской любовью актриса, а тогда лишь подающая надежды второкурсница, вышла на эту же вахтанговскую сцену простой рабыней в премьере возобновленной «Принцессы Турандот». Алла Сергеевна, как всегда, была бесстрастно правдива: премии приятны в молодости, тогда они нужны, чтобы тебя узнавали. В зрелости — тут она солидарна с Владимиром Высоцким — награды способствуют тому, чтобы тебя везде пускали. А в нынешнем статусе это уже награда не столько артисту, сколько зрителям.

Две внушительные статуэтки, за лучшую сценографию и лучший спектакль «Евгений Онегин», останутся в родном доме «Турандот» — Театре Вахтангова. Режиссеру Римасу Туминасу и художнику Адомасу Яцовскису удалось, казалось бы, невозможное — снять с восхитительного пушкинского романа серую шелуху академичности и наполнить его живой жизнью, звучащей в унисон с нашим прагматичным веком. Олег Павлович Табаков, вручавший премию, не без иронии констатировал, что в Литве на 1000 человек населения талантливых режиссеров больше, чем в России, и эту ситуацию надо как-то исправлять.

Его бы слова да Богу в уши! Особенно если учесть, что в свое время назначение Туминаса художественным руководителем вызвало бурю и в самом театре, и далеко за его пределами. И ему не один год потребовался на то, чтобы доказать господам артистам свое право возглавлять коллектив. На церемонии Юлия Борисова срывающимся от волнения голосом говорила о том, как «театр ожил, расцвел» с его приходом. Не каждый московский театр, включая те, что некогда гремели на всю страну, может сегодня сказать о себе то же самое.

Отечественный театр переживает сейчас времена смутные, тревожные. Тем острее радость праздника, тем сильнее сожаление о том, что он кончился. Но Борис Беленький, режиссер и продюсер, давший жизнь «Хрустальной Турандот» моего скепсиса не разделил:

— Мне в свое время пришла в голову счастливая мысль собирать людей, не служащих в СТД, но вкусу которых можно и должно доверять — это Екатерина Максимова, Петр Тодоровский, Юрий Черниченко, Анатолий Приставкин. Их, к сожалению, уже нет с нами, но на смену им пришли Дмитрий Бертман, Николай Сванидзе, Валерий Яков. В искусстве вообще все очень субъективно. Критерий у премии один — талант. Господь дает человеку талант и говорит: иди и управляй им. Его можно пропить, а можно довести до состояния бриллианта... О смерти театра столько говорят, а он все живет и живет. Пережил самые трудные 90-е годы и сейчас находится на подъеме. Он не так быстр, как кому-то хочется? Что ж, это жизнь... Сегодня также много говорят о том, что театр ничему зрителя учить не должен. Мне эта установка крайне несимпатична. Мне дорог и близок театр сопереживания, театр, изучающий человеческие судьбы, дающий советы — как жить. Воспользоваться ими или нет — вот это уже каждый зритель решает сам. Но такой театр будет жить всегда. Как, впрочем, и театр, существующий на потребу публике, то есть балаган. Сегодня можно использовать какие-то иные, красивые слова, но по сути это и есть площадной балаган. Он тоже имеет право на существование, но своим существованием не может отменить серьезный, думающий театр, без которого нам никак не обойтись.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?