При исследовании побережья Азовского моря ученые МГУ «подарили» Украине 100 млрд кубов газа
Экспедиция Московского государственного университета выявила, что здешняя акватория может выделять до 100 млрд кубометров топлива в год. Это превышает годовое потребление природного газа по всей Украине. Конечно, от такого первоначального прогноза до результата — дистанция огромного размера. Но в сегодняшней ситуации, когда над страной сгущаются энергетические проблемы, и такие вести греют душу...
Парадокс в том, что ученые вовсе не искали залежи углеводородов. Экспедицию интересовали... утопленники. Дело в том, что на юго-западе от промышленного Мариуполя, у курортного поселка Юрьевка, уже давно в море загадочным образом пропадали люди. Причем утопленников не находили, хотя обычно море возвращает тела. За два последних десятилетия только на полосе песчаных пляжей рядом с детским лагерем «Космос» подобным образом погибли несколько десятков человек.
Местная газета «Донбасс» писала, как еще в семидесятые в Юрьевке под воду чуть не ушел целый пионерский отряд. Совсем страшный случай приключился не так давно, когда на глазах у отдыхающих в считанных шагах от берега буквально закипел водоворот. В это время в море купалась группа детей и двое здоровенных тридцатилетних мужчин. Взрослые успели отбросить детвору от воронки, но сами навсегда исчезли в зыбучем дне.
Что же происходит в аномальной зоне на Азовском море? Местные называют это место «проклятый берег». Одни рассказывают о подводном чудовище, другие, как часто бывает в таких трудно объяснимых случаях, грешат на некие секретные разработки военных.
Свое объяснение происходящему искала Азовская научно-исследовательская станция АНИС — совместный проект Московского государственного университета имени Ломоносова и Приазовского государственного технического университета. Два года назад москвичи поставили здесь первые эксперименты, провели георадарную съемку. А нынешним летом эксперты сделали неожиданный вывод: в Азовском море «кипит» метан. Процесс древний, загадочный и пока почти не изученный.
— Азов представляет собой один гигантский природный метановый генератор, в котором органические отложения посредством метаногенов превращаются в метан, — объясняет старший научный сотрудник МГУ Георгий Рязанцев. — По нашим предварительным оценкам, вся акватория может выделять до 100 млрд кубометров топлива в год , что превышает годовое потребление природного газа всеми потребителями Украины. Это огромный ресурс, который может и должен использоваться!
По утверждению экспедиции АНИС, метан заполняет на дне огромные грунтовые ямы-каверны. Верхний купол каверн заносит ил, песок, ракушник — и «потолки» каверны настолько утрамбовываются, что по таким природным цистернам можно ходить. Однако приходит срок, когда давление газа становится таким сильным, что прибрежный метан вырывается наружу. Образуется воронка, с берега очень похожая на гигантский водоворот. Если в море в это время находится человек, он обречен.
Как говорит Георгий Рязанцев, подобное явление называется «залповый выход метана». Моментально образуется водно-газовая смесь, плотность которой значительно меньше плотности обычной морской воды. То есть даже хороший пловец не сможет оставаться на поверхности. Происходит своего рода провал в подводную яму. А через считанные мгновения песчано-иловая взвесь затягивает образовавшееся отверстие в дне. Именно поэтому спасатели не могут обнаружить погибших. Точно так же невозможно заранее определить опасное место.
Для того чтобы теория о засасывании людей подтвердилась опытным путем, ученые хотят поставить газовую скважину. Это даст четкую картину процессов на азовском дне. Бурильщики готовы, но их работу надо оплатить. Речь идет о совсем смешных деньгах — ничтожной сумме для промышленного Донбасса. Тем более в сравнении с возможными заработками, если прогнозы ученых о залежах газа в прибрежной зоне подтвердятся. Но, увы, у экспедиции нет денег, а местная власть отказывается инвестировать в проект. Во-первых, версия ученых слишком неожиданна, а, во-вторых, зачем журавль в небе, если так близка синица? По неофициальной пока информации, украинская сторона не горит желанием заниматься азовским метаном потому, что вместе с британско-нидерландской компанией «Шелл» намерена добывать сланцевый газ на шельфе восточного побережья Черного моря.