Наш корреспондент побывал на предприятии, где кипит поистине штучная работа
Ювелирному заводу «Адамас» доверили заказ, о котором любое предприятие такого профиля может только мечтать: изготовить комплекты наград для победителей и призеров Игр ХХII зимней Олимпиады в Сочи. Понаблюдать за уникальным процессом — настоящая репортерская удача.
Ничего возвышенного: север Москвы, невысокое кирпичное здание, куда не сразу найдешь дорогу в лабиринте типичной промзоны. Но именно здесь изготавливаются олимпийские медали, вокруг которых уже совсем скоро развернется яростная борьба в Сочи. Для любого профессионала такой заказ — Олимп, вершина в карьере.
— Мы и раньше делали медали под заказ, но олимпийские награды — это действительно нечто совершенно особенное, — подтверждает мою нехитрую мысль исполнительный директор завода «Адамас» Максим Вайнберг. — Естественно, все наши сотрудники — и менеджеры, и мастера — ощущают эту ответственность и делают все, чтобы ничем не омрачить счастье будущих героев Игр.
На окончательную отделку дизайна, придуманного прошлой осенью совместно с оргкомитетом Игр, ушло более четырех месяцев. Прототипы медалей на заводе мне показывают, но сфотографировать их пока не позволяют. В отличие от угловатых медалей предыдущей зимней Олимпиады в Ванкувере-2010, сочинские имеют традиционную круглую форму. Зато впервые в истории внутрь этого круга помещена массивная вставка не из металла. Материалом для нее выбран экологичный поликарбонат. На него лазерным лучом наносят «лоскутное одеяло» — мозаику узоров, символизирующих многообразие культурных традиций России. К тому же наши медали — самые большие в олимпийской истории (диаметр — 10 см) и одни из самых тяжелых. За третье место спортсмены получат награду из 460 граммов бронзы, за второе — из 525 граммов серебра, а награда высшего достоинства получается благодаря напылению 6 граммов золота на серебряную медаль.
Всего на олимпийские комплекты «Адамас» заготовил 6 кг золота, 2 тонны серебра и 700 кг бронзы. Общая стоимость затрат на производство наград Сочи-2014 составила 10 млн долларов. Но вычислять себестоимость одной медали на заводе принципиально не хотят: по мнению производителей, это будет невежливо по отношению к будущим призерам Игр, ведь для них эти награды будут поистине бесценны.
Вашему репортеру показали процесс: работу плавильных печей, золотую стружку и даже сами килограммовые золотые кирпичики. Другие слитки — весом 12 кг. Они лежат узкой стороной вверх — так, что поднять каждый можно только двумя руками, причем изрядно попотев. Считается, что если кому-то удастся поднять такой слиток четырьмя пальцами, счастливчик может забрать его себе. Многие пытались, но на памяти главного технолога завода Анатолия Коломойца таких случаев еще не было. Остается только сожалеть, что такое правило не распространяется на килограммовые золотые «кирпичи»...
— На литейном участке начинается жизнь медали, — рассказал Коломоец. — Тут делают сплав, из которого потом вырезается цельный круг. Кстати, Оргкомитет сначала предложил нам сделать медаль, состоящую аж из пяти частей. Но оказалось невозможным обеспечить абсолютную надежность в их стыковке. Тем более, у меня есть знакомый олимпиец, и я не понаслышке знаю, как бурно спортсмены празднуют успех. Мало ли что случится... В общем, мы доказали, что лучше сделать цельную медаль, которая выдержит любые погружения в чаши с шампанским, пробования на зуб и более буйные проявления радости. Даже не знаю, как можно сломать нашу медаль. Если только переехать автомобилем?
Из плавильного цеха заготовки попадают в цех, где обычно производят высокоточные инструменты. Производительность труда здесь — 12-15 медалей в день. Что говорит о тщательности, с какой подходят мастера к этому заказу. Технический директор инструментального производства Сергей Лукьянченко подчеркивает:
— Погрешность при изготовлении медали не должна превышать 0,001 мм. То есть ни на глаз, ни на вес разницу вы не почувствуете, это мы гарантируем. Кстати, я сам собираюсь в Сочи болеть за наших олимпийцев и надеюсь получить отзывы о нашей работе, как говорится, из первых рук!
В процессе обработки медаль проходит 25 этапов. Самый важный — гравировка. Она выполняется хитроумной машиной, команды для которой составляет технолог-программист. На одной стороне кругляша наносится изображение Олимпийских колец, на другой — эмблема Сочи-2014. На ребре — название Игр на русском, английском и французском языках.
Дальше идет вырезание окон для вставок, клеймение, галтовка, шлифовка, полировка, зачистка от коррозии — в общей сложности одна медаль готовится 18-20 рабочих часов. Штучный труд, действительно ювелирная работа.
Отношение к медалям у мастеров благоговейное. Берут их только в перчатках — на олимпийской награде не должно остаться ни пятнышка.
Всего «Адамас» изготовит 1400 медалей — для Олимпийских и Паралимпийских игр, а также для музеев и запасников Международного олимпийского комитета. Из них пока готовы чуть более ста. Но на заводе не торопятся: все идет по графику, весь заказ будет готов в декабре.
Какая медаль в вашей коллекции самая красивая?
Татьяна Лебедева
олимпийская чемпионка по легкой атлетике
— Выделю медаль чемпионата Европы-2006 в Гетеборге: она из шведского хрусталя, благодаря чему имеет удивительный цвет, переливаясь оттенками белого и синего.
Александр Тихонов
4-кратный олимпийский чемпион по биатлону
— Из олимпийских наград больше всего нравится медаль Гренобля-1968. Там на оборотной стороне биатлонная мишень. Я не принимаю заигрываний с нетрадиционной формой, которые теперь в моде. Медаль должна быть медалью, а не бубликом, как было в Турине-2006.
Сергей Тараканов
Олимпийский чемпион по баскетболу
— Люблю медали тяжелые, большие и, конечно же, золотые. Такими у меня являются олимпийская из Сеула-1988 и чемпиона мира 1982 года из Колумбии.