Ехать на отдых в бурлящую страну могут только полные сумасшедшие и... русские
Надо же такому случиться – в разгар курортного сезона вновь забурлил Египет, страна, которая уже давно по праву считается среди наших любителей пляжного отдыха чем-то вроде Болгарии в советские времена. Почти родное...
На телеэкранах и информационных сайтах полное дежавю: опять многотысячная толпа на площади Тахрир, опять национальные флаги, схватки с полицейскими, кровь и транспаранты с требованием «Президент, уходи!». Только имя президента уже не Мубарак, а Мурси. Того терпели 30 лет, а этот успел надоесть меньше чем за два года.
Как говорится, найдите несколько отличий. Отличия, конечно, есть: Хосни Мубарак был настоящим военным, как мог сражался с исламскими фундаменталистами, тянул страну в сторону западных ценностей, но не забывал про «родимые пятна» Востока, то есть как мог прикладывался к казенной кубышке. С удовольствием смешивал государственную шерсть со своей. В результате его личное состояние достигло 70 млрд долларов, что пришло в вопиющее противоречие с благосостоянием простых египтян. В 2011-м Мубарака свергли.
С 2012-го руководить Египтом стал Мухаммед Мурси. Абсолютно не похожий на Мубарака человек: по образованию – инженер, по убеждениям – исламист суннитского толка. Очень быстро вошел во вкус, выбил себе особые полномочия и... стремительно разонравился толпе. Настолько разонравился, что протестовать против него на улицы страны вышли 17 млн человек. А это, знаете ли, впечатляет!
События в стране пирамид и общероссийских курортов развивались мощно и стремительно. И вот вчера свершилось: в соответствии с пожеланиями трудящихся президент Мурси был заключен под стражу, его место занял председатель Конституционного суда Адли Мансур. Мир замер в ожидании дальнейшего развития событий. Хороших сценариев практически нет. Зато многие знатоки арабского Востока предрекают полномасштабную гражданскую войну.
Наши туристы, которых сложно удивить какой-то там революцией, как обычно, ничего особенного не заметили. На интернет-форумах, где народ делится впечатлениями об отдыхе, люди по-прежнему интересуются, чем спастись от солнечных ожогов, возмущаются упавшим качеством халявных коктейлей в отелях с режимом «все включено», жалуются на придурков-водителей экскурсионных автобусов, которые любят устраивать гонки во время ночных поездок к горе Моисея, со смехом рассказывают о веселых мордобоях после дискотек в стиле «Тагил рулит!».
Короче, курортная жизнь бьет ключом, и пока не по голове. Действительно, в Каир сейчас едут только конченные оригиналы и журналисты, Хургада и Шарм-эль-Шейх слишком далеко от мест народного возмущения, поэтому каких-то внятных следов фактически произошедшего в Египте государственного переворота наши туристы не замечают. Единственное эхо события – два дня подряд в Хургаде проходили две немногочисленные демонстрации: одна против Мурси, вторая, естественно, за.
Эти демонстрации были больше похожи на бразильский карнавал, поэтому к ним с удовольствием присоединились и наши туристы, которым было абсолютно безразлично, о чем там шумит этот странный местный народ. Круглый год у них солнце, море, можно сказать, «все включено», а они опять чего-то требуют. Революция, военный переворот – это все для нашего брата движуха, драйв и праздничное настроение. Пока что, а там посмотрим... Если, конечно, будет чем смотреть.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока:
– Если честно, у России особых интересов в Египте нет. Конечно, у сообщества арабистов, дипломатов, людей из турбизнеса, торговцев зерном они возникают, но в масштабах страны они несопоставимы с торговыми оборотами РФ с Финляндией, Турцией и Китаем. Ныне на всем арабском Востоке наш товарооборот составляет чуть больше 7 млрд долларов, причем треть приходится на туристический бизнес. Максимум, что нам угрожает, – придется ездить в другие страны на отдых.
Что касается «Братьев-мусульман», то с ними ситуация везде разная. В Египте их прижимают, в Сирии они атакуют правительство, в Катаре их мощно поддерживают. Надо учесть одно: ни друзей, ни союзников для нас в этом регионе нет и не будет. Помня о том, что «Аль-Каиду» возглавляет египтянин Айман Завахири, я бы предпочитал, чтобы эта банда занималась Египтом, а не Россией.
Какие прогнозы? Ясно одно: Египет пошел вразнос. Армия тормозит этот процесс, и небескорыстно: она пытается сохранить свое имущество. Известно, что 25–30% ВВП принадлежит в этой стране генералам, а если не будет страны, то что будет стоить их собственность? Но боюсь, что ничего уже там не сделаешь. Те годы хрупкого баланса, который держал Мубарак, вытаскивая страну из глубокой катастрофы, были пиком развития Египта. Невозможно ничего сделать со страной, у которой разрушены главные государственные институты.
Я даже не знаю, что посоветовать нашим туристам, которые едут в страну, где полыхает революция, убивают людей, насилуют женщин (на площади Тахрир зафиксировано уже почти 100 таких случаев). Думать надо! В 1960-е привлекательной для туристов страной был Афганистан, а в Непал хиппи ездили покурить травку. Где это все? Сейчас это место для крайних экстремалов.
Напомню: на Синайском полуострове в горных массивах сосредоточились до 8 тысяч алькаидовцев. Для которых все, что происходит на курортах, – алкоголь, женщины в купальниках, вольности – есть харам – грех, караемый смертью. В этой ситуации я не понимаю безответственности турфирм, которые из-за своей жадности готовы отправлять россиян на столь рискованные приключения.