Краткий курс начинающего телемагната

Для того чтобы открыть свой телеканал, нужно иметь миллион долларов и представление о том, что будете показывать

Когда мы говорим о нашем телевидении, по привычке подразумеваем полтора десятка кнопок на пульте. И это неправильно. Почти трети российских семейств доступны 40 и более телеканалов. А всего в нашей стране их около трех сотен. И еще несколько лет назад оптимисты заявляли, что много ТВ не бывает. Но в последний год каналы не только открываются, но и закрываются. Из последних примеров — «Коммерсант ТВ». Что же случилось? Кризис-то вроде еще не грянул. Перенасыщение рынка? Слияния-поглощения? Или что?

Большинство вновь создаваемых российских каналов имеют тематическую (нишевую) ориентацию. То есть рассчитаны на зрителей с определенным кругом интересов, удовлетворить которые федеральные каналы не в состоянии.

Не по интересам, а по амбициям

Например, многие люди любят театр, но не у всех есть возможность ходить туда регулярно. Особенно это касается тех, кто живет в провинции. Что могут предложить им Первый канал, НТВ? Ничего. А другие «федералы»? Разве «Культура» что-нибудь. И вот появляется телеканал с простым и понятным названием «Театр», который с утра до вечера гонит спектакли, знаменитые старые и экспериментальные новые, постановки московских мэтров и провинциальных гениев.

Очень точно вычислили свою аудиторию «Ностальгия» (программы, фильмы и герои прошлых лет), «24 ДОК» (острые документальные фильмы), «Кто есть кто» (биографии знаменитостей) и добрый десяток других тематических каналов.

Но, возвращаясь к «Театру», следует констатировать: подобные его создателям одиночные энтузиасты не часто становятся инициаторами появления новых телеканалов.

Зато очень любят в этом качестве выступать различные ведомства. В их представлении собственное телевидение — это нечто вроде стенгазеты в министерстве или в ЖЭКе. Передовики, проблемы отрасли, новые технологии. Критическая рубрика «Они позорят нашу контору». Телевидение учителей, телевидение аграриев, военных, коммунальщиков, пенсионеров. При этом не учитывается, что целевая аудитория в свободное от работы время предпочитает обсуждать общечеловеческие ценности вместе с Андреем Малаховым, а не вникать в профессиональные проблемы. Это не телевидение по интересам, это телевидение по амбициям.

Найти своего зрителя

Укрепить свои позиции за счет еще одного носителя информации стало модным и среди печатных и радийных СМИ. Так появились «Эксперт ТВ», «КП ТВ», «МК ТВ», «Европа Плюс ТВ». Увы, попытка перенести творческий потенциал пишущих и говорящих в микрофон журналистов на телеэкран крайне редко оказывается успешной. Телевидение — это в первую очередь все же картинка и лишь во вторую — слова, пусть и произнесенные с блеском.

Скажем, вышеупомянутый «Коммерсант ТВ», считающий своей целевой аудиторией деловых людей, которым нужна взвешенная информация, а не мелькающий калейдоскоп сюжетов, оставил на экране лишь статичные фото, иллюстрирующие новостную ленту, котировки, курсы валют, погоду и прочие важные сведения. К собственно телевидению все это имело весьма косвенное отношение.

Запускают тематических «дочек» и федеральные каналы, понимающие, что зритель, экономя время, уходит от их общей тематики в сферы, наиболее ему близкие. У «Первого» есть свое «цифровое телесемейство». Это «Дом кино» (отечественные фильмы), «Время» (документальное кино о знаменитостях), «Музыка Первого» (российская попса) и «Телекафе» (кулинария). У ВГТРК — три спортивных канала (в том числе о силовых единоборствах), научный, канал отечественных сериалов.

Мы уже не говорим о мощнейшем НТВ+, владеющем множеством специализированных каналов, рассчитанных на самую разную аудиторию.

Как и в любом другом бизнесе, на телевизионном рынке кто-то находит своего покупателя (в данном случае — аудиторию), кто-то нет. Есть, скажем, такой канал — «Метео ТВ». В его эфире длинноногие девушки круглосуточно рассказывают о погоде в стране и мире. Много ли поклонников может быть у него?

Контент нынче дорог

Главная беда большинства нишевых каналов — контент. Точнее, его дефицит.

Вернемся к исходной точке. Итак, вы уже телемагнат и готовы начать вещание канала, посвященного, скажем: зеленым человечкам (в дальнейшем — ЗЧ). На эту тему вас вдохновил эфир Discovery или Viasat. Столько там всего интересного! Почему бы не посвятить ЗЧ круглосуточный эфир? Но вдруг выясняется, что контент собственного производства дорог. Что даже простенькие выпуски регулярных новостей из собственной студии, состряпанные на основе публикаций и видеорепортажей из зарубежных СМИ, обходятся в кругленькую сумму (тут тебе и оплата ведущего с оператором, и аренда павильона с оборудованием).

Можно, конечно, закупить контент у зарубежных коллег и шпарить его без продыху. Но и тут не все просто. Да, фильмов про ЗЧ много, они есть у американцев, англичан, французов, немцев. Но новые уже куплены богатыми конкурентами, вот и приходится брать старые, а их смотреть никто не хочет.

Покрутятся-покрутятся такие горе-игроки телевизионного рынка в тщетном ожидании, когда же пойдет реклама, на доходы от которой можно будет купить что-нибудь получше, да и прикроют свою лавочку до лучших времен.

Есть ли свободные ниши?

Тьма-тьмущая, если судить по зарубежному опыту. Свои телеканалы, к примеру, имеют крупнейшие команды НХЛ. Желающие посмотреть подробный разбор игры любимцев всегда находятся. Кстати, у нас была попытка создать «Спартак ТВ», но что-то пока о нем ничего не слышно. Может, спрятался где-то глубоко в Сети?

Также в США имеет свой телеканал практически каждая община — из их программ новоиспеченные иммигранты могут узнать много полезного.

И в Европе, и в Америке есть каналы для тинейджеров, молодоженов, пенсионеров, коллекционеров всего на свете, геев и лесбиянок.

В Германии даже существует канал, посвященный ритуальным услугам. Весьма востребованный. Его зрители знакомятся с историей знаменитых некрополей, консультируются с юристами по составлению завещаний, получают помощь психолога в случае потери близких и советы специалистов по проведению похорон.

Да что там, всего не перечислишь! Достаточно лишь сказать, что среднестатистической американской семье доступны около 400 каналов. И все имеют своего зрителя. Иначе — по законам рынка — давно закрылись бы.

Будущее за интерактивным ТВ

Артем Иванов, эксперт в сфере телекоммуникаций:

— Роль нишевых каналов в будущем представляется мне преувеличенной. Ни один страстный автомобилист не будет смотреть канал с автомобильной тематикой с утра до вечера. Интересы любого человека представлены целым спектром. Современные средства телекоммуникации позволяют выстроить контент под конкретного зрителя.

Если, допустим, вы любите фильмы с участием Брюса Уиллиса, интересуетесь историей авиации, а во время отпуска занимаетесь подводной охотой, то современная интерактивная приставка быстро вычислит ваши интересы, найдет в программах нужное и все запишет, сопроводив эту импровизированную индивидуальную программу определенными комментариями. Вам останется лишь выбрать удобное время.

По мере развития видеохостингов значение нишевых каналов станет еще меньше. Все новинки будут появляться одновременно с эфиром, а иногда и раньше. На определенных коммерческих условиях их будут выкладывать сами производители. Количество тематических разделов на этих ресурсах может быть сколь угодно большим. То есть телевизионный продукт на вашем телеэкране будет абсолютным эксклюзивом.

Легко ли стать телемагнатом?

Для этого надо иметь миллион (не рублей, конечно). Также нужны знакомые, которые что-то понимают в телевизионном производстве. И хотя бы смутное представление о том, что вы собираетесь показывать на своем будущем канале. Дальше — дело техники.

Составить заявку, зарегистрировать новое СМИ и получить лицензию за определенную сумму помогут посреднические организации, каковых множество. Если вы не претендуете на эфирную частоту, а рассчитываете только на кабельное вещание, можете считать, что вы уже телемагнат. Если претендуете — внесите в смету расходов пункт «конкурс» и снова обращайтесь к посредникам, они помогут частоту выиграть.

Далее покупаете или арендуете помещение и оборудование, нанимаете сотрудников и договариваетесь с одним из провайдеров, который будет вас транслировать.