Ник Кейв изрыгнул дым

Культовый музыкант Ник Кейв впервые привез в Россию свой проект Grinderman

Корреспондент «Труда» подивился «нечеловеческой музыке» этой команды и неистощимой оголтелости ее лидера.

Так вышло, что к 50 годам Ник Кейв из инфернального наркоманистого певца темных сторон человеческой души превратился в благообразного джентльмена, исполняющего по большей части проникновенные баллады с религиозным уклоном. Нормальная эволюция, ничего страшного, хотя почитатели «чернушного» периода, конечно, были недовольны. Но оказалось, что Кейв и сам немного обеспокоен тем, что стал таким пристойным. И он придумал проект Grinderman, в котором выплескивается все зверское, лютое и истошное, что копится в этом человеке. По накалу страстей это даже не ранние The Bad Seeds, а скорее предыдущая группа Кейва — The Birthday Party, хотя страсти тут разные: одно дело страдания 20-летнего парня, и другое дело — слетевший с катушек 50-летний мужчина.

Grinderman — это группа, в которой Кейв выпускает даже не пар, а густой, едкий дым. Для описания музыки Grinderman хорошо подходит название одного из альбомов The Bad Seeds — «Блюз живодерни». В отличие от того, что Кейв пишет для The Bad Seeds, песни Grinderman не напоешь себе под нос. Красивые мелодии тут не в чести. Предпочтение отдается монотонным риффам, отчаянным речитативам и дикому шуму. Группа, собранная из музыкантов тех же The Bad Seeds, была задумана как разовый проект, но одним альбомом дело не ограничилось — в прошлом году вышел второй диск.

Народу в зале было поразительно мало: наверное, окончательно отсеялась та публика, что ходила на Кейва в тщетной надежде услышать песню «Where The Wild Roses Grow». Отсутствие большой толпы не смутило Кейва, и шоу было сыграно в полную силу.

Певец вышел на сцену в своем традиционном наряде — костюме и белой рубашке. Только, в отличие от концертов с The Bad Seeds, костюм дополняла висевшая на плече электрогитара. Во время первой же песни Кейв ринулся к слушателям, желая не то влезть в их ряды, не то воспарить над ними. В результате он рухнул в пространство между сценой и фан-зоной. Это происшествие нисколько не остудило пыл неистового Ника, и вскоре он, отбросив гитару, снова пошел к людям. Опираясь на протянутые руки слушателей, взмыленный Кейв нависал над публикой, изрыгая в микрофон свои яростные тексты и иногда протягивая микрофон зрителям. В таком тесном контакте прошел почти весь вечер.

Кейв давно сбрил свои ужасные усы, а вот борода скрипача и гитариста Уоррена Эллиса стала еще гуще и длиннее, чем прежде. Он был похож на какого-то безумного уличного проповедника и вел себя на сцене соответственным образом. Басист Мартин Кейси и ударник Джим Склавунос держались скромнее, но выглядели не менее матеро и усато-бородато.

Исполнялись в основном номера со второго альбома плюс несколько вещей с первого. Час основной программы и полчаса на бис — для такой живодерной музыки вполне достаточно.