В этом году Московский международный кинофестиваль посетило на 10 тысяч больше человек, чем в прошлом. Возросшую популярность смотра кинообозреватель «Труда» прочувствовала на себе.
О необходимости построить новое помещение для проведения киномероприятий упоминалось и перед показом «Елены» Андрея Звягинцева, и перед демонстрацией «Меланхолии» Ларса фон Триера, и на прочих интересовавших публику сеансах, где продвижение к залу напоминало одновременно Ходынку и похороны Сталина. А потом, поджимая отдавленные пальцы и шипя на болтающего с приятелем соседа, оставалось лишь размышлять о том, как прихотливо в русском человеке сочетаются абсолютная невоспитанность и страстная любовь к мировому кинематографу.
Председатель жюри основного конкурса Джеральдина Чаплин, пришедшая на церемонию закрытия в больших белых кедах, как раз говорила и о поликультурности, и о сочетании несочетаемого, которые все чаще проявляются в кино. В результате главные призы ММКФ получили картины, которые трудно поставить в один ряд, — еще и потому, что конкурсная программа была гораздо ярче прошлогодней. «Золотого Георгия» получила дебютная испанская картина «Волны» о старике Мигеле, который приезжает в город, где во время гражданской войны в Испании находился
И фильм «В ад и обратно» Данфунга Денниса (в этом году впервые вручалась награда за документальное кино), и победившая в конкурсе
Будущее же самого ММКФ состоит, видимо, в том, чтобы поддаться центробежной силе: фестиваль с каждым годом все в меньшей степени является единым целым, зрители все отчетливее делятся на группы по интересам, программы эти интересы по мере сил удовлетворяют. Когда всего так много и все такое разное, есть риск сорваться в хаос. И чтобы этого не произошло, надо учиться обращаться с пространством — как с внутренним, принимая в себя разные формы и разные идеи, так и с внешним. Потому что если останутся организаторы, открывающие для прохода потной толпы синефилов только одну дверь в многодверный зал, и зрители, начинающие беззаботно болтать по мобильному посреди сеанса, не поможет даже огромный и нечеловечески дорогой фестивальный дворец.