ОСАДА НА ПАЯХ-2

28 июня с.г. в материале "Осада на паях" "Труд" рассказал о том, с чего летом прошлого года начались события вокруг ЗАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" (СМАРТС). По мнению многих СМИ, происходящее являет собой типичную рейдерскую атаку на успешного регионального сотового оператора. Первым актом хорошо разыгранного действа, как вытекает из дальнейшего развития ситуации, стали депутатские запросы. Сегодня перед нами - акт второй.

СЛЕПОТА КУРИНАЯ
Итак, как мы уже говорили, сверхоперативно на депутатские сигналы о положении дел в СМАРТС отреагировала Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор). Уже 29 июня 2005 года появляется распоряжение этого ведомства, адресованное руководителям тех территориальных органов, где имеются филиалы самарского оператора: "На основании депутатского запроса о нарушениях в деятельности оператора связи ЗАО "СМАРТС" прошу провести внеплановую проверку..." И далее следует подробное перечисление того, где, что, как и с применением чего искать.
И все бы ничего, если бы не одна "мелочь": обобщенный акт предыдущей внеплановой ревизии деятельности самарских связистов был подписан только 20 числа того же месяца. Что называется, чернила не успели просохнуть. Вдобавок ко всему проверяющие очень торопились исполнить распоряжение начальства и совершенно упустили из виду, что проведение любой проверки должно быть документально обставлено соответствующим, четко регламентированным образом. В нашем случае это требование было просто проигнорировано. А в СМАРТС, надо признать, свои права и обязанности знают отменно. Одним словом, с первой попытки попасть в здание компании сотрудникам Россвязьнадзора не удалось. Пришлось выполнять предписание собственных же нормативных документов.
СПРАВКА. Порядок осуществления госнадзора за деятельностью в области связи утвержден постановлением правительства РФ от 2 марта 2005 года. Согласно этому документу лицензированное предприятие связи в плановом порядке можно проверять не более одного раза в два года. Если оно имеет несколько филиалов на территории субъектов Российской Федерации - в объеме и сроки, позволяющие за два года осуществить контроль всех филиалов. Внеплановые проверки проводятся, чтобы проследить за устранением ранее выявленных нарушений. Установлена и еще одна форма надзора - дистанционный контроль, когда органы Россвязьнадзора проводят соответствующие мероприятия без взаимодействия с проверяемыми организациями. И, главное, в случае выявления нарушений контролирующий орган "выдает предписание об устранении выявленных нарушений" или может "составлять протокол об административном правонарушении".
А теперь вернемся к СМАРТС. После проведения в октябре 2004 года плановой проверки поволжского сотового оператора за 9 месяцев 2005 года территориальными управлениями Россвязьнадзора во всех его предприятиях проведено 24 проверки. Из них в Самарской области - 21. Но если в течение плановой ревизии по 7 регионам выдано 7 предписаний, то внеплановая, по депутатскому запросу, вдруг принесла весьма щедрый "улов": 33 предписания по 13 регионам, из них только в Самаре - 12.
Чтобы чувствовать себя законопослушным "подданным" Министерства информационных технологий и связи, предприятию необходимо получить разрешения от Федерального агентства связи (Россвязь), Россвязьнадзора и Государственной комиссии по радиочастотам. Обычно, как утверждают представители большинства телекоммуникационных компаний, это занимает около 10 месяцев. При том что согласно нормативным документам решения о присвоении радиочастот или радиочастотных каналов должны приниматься не позднее чем через 120 дней с момента обращения заявителя в соответствующую структуру. Все это, по общему признанию, приводит к тому, что операторы сотовой связи просто вынуждены параллельно с установкой новых станций заниматься оформлением разрешений на них.
Какое это имеет отношение к нарушениям, выявленным на СМАРТС? Самое прямое. В течение января-февраля текущего года в Арбитражный суд Москвы поступило сразу несколько исковых заявлений от ЗАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" к Федеральному агентству связи с требованием признать незаконным бездействие госоргана. В ходе судебных разбирательств было доказано: сроки рассмотрения заявлений о присвоении радиочастот от компании СМАРТС агентством хронически нарушались и растягивались еще на три-четыре месяца. Случалось, подписанное разрешение оседало в каком-нибудь чиновничьем столе и направлялось заявителю только после того, как связисты обращались с иском в арбитражный суд.
У судебных вердиктов, безоговорочно признавших нарушение Россвязью Федерального закона "О связи", есть и еще один весьма важный аспект: "Оспариваемым бездействием Россвязи, - говорится в решении Арбитражного суда Москвы от 30 января 2006 года, - нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности... В Республике Башкортостан в связи с отсутствием разрешений по результатам проведенных сотрудниками МВД РФ оперативно-розыскных мероприятий прокуратурой республики возбуждено уголовное дело... в отношении руководителей филиала общества".
Возбуждение уголовного дела в отношении компании СМАРТС, о котором говорится в решении суда, - это вовсе не плохая шутка. Дело в том, что результаты проверки, по которым могут и должны приниматься лишь меры административного характера, Россвязьнадзор почему-то передает в правоохранительные органы "для принятия решений". К концу июля - началу августа 2005 года новые, теперь уже милицейские, проверки идут по всем регионам присутствия СМАРТС. К декабрю прошлого года по результатам проверки обращения депутата Чаплинского практически везде вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Остается только Уфа.
- Из Башкирии к нам приехала целая бригада оперативных сотрудников подразделения БЭП, - рассказывает начальник службы безопасности СМАРТС Алексей Михалев. - Мы предоставили им все документы, дали самые исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы. Накануне отъезда, это была пятница, нам сказали: по совокупности собранных материалов, скорее всего, будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако оговорились, что в понедельник в Уфу приезжают сотрудники управления экономической безопасности МВД. Говорят, по душу СМАРТС. А спустя несколько дней мы получили из Башкирии запрос: просим сообщить сумму выручки по региону за три месяца. Естественно, ответ на запрос был подготовлен незамедлительно. Доход компании со всех базовых станций республики за запрашиваемый период составил 3,5 миллиона рублей.
Как выяснилось позже, именно ответ на запрос и стал основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 171 УК РФ (извлечение крупного дохода с объектов, использующихся незаконно). Весь фокус в том, что из-за отсутствия разрешения на использование радиочастот, которого, как установлено судом, не оказалось у СМАРТС по вине Россвязи, на момент проверки в Башкирии без разрешений были включены 18 станций из 100. Однако сумму, которую приносили именно они, следствие высчитать не удосужилось. Просто взяло и вменило в вину весь доход башкирского филиала за те самые три месяца. Наверное, чтобы всем остальным нарушителям не повадно было.
Дело возбудили 16 декабря прошлого года. В начале марта нынешнего его забирает управление по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики Следственного комитета МВД России. Была создана специальная следственная группа, которая по всем регионам присутствия поволжского оператора усердно ищет компромат. Невзирая на то, что нарушения, выявленные в ходе проверок Россвязьнадзора, компанией практически полностью уже устранены или находятся в стадии устранения. О чем, кстати, в агентстве прекрасно знают. Как, собственно, и о том, что основным виновником неприятностей поволжского сотового оператора является Россвязь - еще одна из структур общего отраслевого министерства. Вот уж действительно: в своем глазу бревно - что сучок, в чужом и сучок - что бревно!
Но, возможно, СМАРТС - единственный российский сотовый оператор, который, пусть вынужденно, нарушает установленные государством правила игры?
СПРАВКА. По данным самого Министерства информационных технологий и связи, в результате проверки сотовых операторов в июне - декабре 2005 года во всех российских регионах "выявлены базовые станции, используемые с нарушениями обязательных требований в области связи". Из 15 636 проверенных 356 работали без разрешения на использование частот, 279 - без разрешения на эксплуатацию сооружений связи и 467 не были зарегистрированы. В феврале 2006 года в результате подобной проверки лидером по числу станций-нелегалов оказался "Билайн" - 22, второе место занял МТС - 11, третье досталось "Мегафону" - 9.
"Заслуги" эти, понятное дело, были отмечены всего лишь протоколами об административных правонарушениях. А вот незаконными доходами этих компаний ни одна силовая структура почему-то так и не озаботилась. Почему?
Наверное, потому, что в руководстве структур Минсвязи России к компании СМАРТС отношение особое. Суть его раскрывается в официальном обращении губернатора Самарской области Константина Титова на имя заместителя руководителя Федерального агентства связи А. Бескоровайного от 13 июля прошлого года. Из него следует, что на территории Поволжского укрупненного региона, включающего республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия, Чувашия и Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую, Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую области, в 1998 году лицензии на предоставление услуг сотовой связи получили сразу два оператора: ЗАО "СМАРТС" и ОАО "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). Оказывается, буквально сразу ЗАО пыталось получить так называемое Дополнение к лицензии, чтобы иметь возможность создавать более эффективные двухдиапазонные сети. Помочь ему в этом пыталось и руководство региона. И получило отказ. Мотивировка: это якобы поставит в неравные условия второго оператора.
Однако в середине 1999 года Минсвязи выдает подобное дополнение "Вымпелкому", мало заботясь при этом о неравных условиях, в которые попал СМАРТС.
В августе того же года Государственная комиссия по электросвязи выносит решение: на территории России экономически целесообразно создавать именно совмещенные двухдиапазонные сети. Казалось бы, все препятствия на пути СМАРТС к получению дополнения устранены. Тем более что на очередном обращении компании имеется резолюция председателя Гостелекома России А.Иванова: "В 10-дневный срок подготовить положительный ответ".
"Однако после назначения в августе 1999 года председателем Гостелекома России Л. Реймана, - констатирует губернатор Титов, - решение А. Иванова без каких-либо объяснений было отменено, а ЗАО "СМАРТС" с этого момента было поставлено в еще более неравные условия с другими операторами".
Между тем ОАО "МСС-Поволжье" (торговая марка "Мегафон") получило подобное разрешение в 2000 году на оказание услуг на территории всего Поволжского региона, до того имея на руках лишь лицензию на создание однодиапазонной сети в Саратовской области. Чуть позже лицензия на создание совмещенных сетей в Поволжье была выдана ОАО "Мобильные ТелеСистемы".
СМАРТС при этом неприкрыто игнорировали и при решении других вопросов, касающихся выделения частот. В его защиту, кроме Титова, выступила ассоциация "Большая Волга", которую поочередно возглавляют первые лица субъектов Среднего и Нижнего Поволжья. Безрезультатно: их не слышали и не видели. Настоящая куриная слепота.
"Прошу Вас дать указание о прекращении дискриминационных действий по отношению к ЗАО "СМАРТС", - завершает письмо глава Самарской области, - и установлении равных отношений к операторам сотовых сетей связи".
Реакция, в том числе и на это обращение, нулевая. Хотя еще в феврале текущего года органы прокуратуры Самарской области признали и письмо Россвязьнадзора от 29 июня 2005 года, и все последовавшие за ним распоряжения его территориальных органов не соответствующими федеральному законодательству, колесо уже покатилось. Того и гляди, кого-нибудь зашибет. Независимо от того, прав он или виноват.
В этой связи почему-то вспоминается одна любопытная история. Так сказать, по теме. Случилось как-то тому же Россвязьнадзору провести проверку в Кемеровской области. Тогда-то у двух операторов - "Мобилком-Новосибирск" и "Сотовый телефон Кузбасса Джи Эс Эм" были обнаружены по четыре незарегистрированные базовые станции. У третьего - "Кузбасская Сотовая Сеть (КСС)" - только три. Далее именно КСС почему-то заинтересовалось ФСБ по Кемеровской области. Инкриминировалось сотовикам ни больше ни меньше "осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере". Появилось уголовное дело. В конце концов его, конечно, закрыли. Вот только компания за это время, что называется, ушла с молотка. К тому же за цену куда более низкую, чем та, на которую могли рассчитывать акционеры, не будь вокруг столько пустого шума. На наш взгляд, все это как будто списано с сегодняшней ситуации вокруг СМАРТС.
Тут бы самое время появиться тому, кто, оставаясь до времени в тени, тонко и грамотно срежиссировал все предыдущее действо. Однако подробно об этом в следующем материале.