- Александр, даже не верится, что вы распрощались с большим спортом.
- Да, я действительно решил уйти. За 15 лет профессиональной карьеры я преодолел все мыслимые и немыслимые барьеры, одержал много побед. И в какой-то момент понял, что мотивации уже не осталось. А теперь, надеюсь, я смогу принести пользу российскому спорту на посту первого вице-президента Федерации плавания России.
- Какую победу вы считаете самой важной в своей карьере?
- Каждый успех мне дорог. А болельщики и специалисты называют самым сенсационным наш успех на мировом чемпионате-2003 в Барселоне, где мы впервые в истории выиграли у американцев их коронную эстафету 4 по 100 метров вольным стилем. 16 лет подряд сборная США не знала себе равных в этой дисциплине.
- Ваша жизнь порой со стороны напоминала волшебную сказку со счастливым финалом. А ведь в ней были и драматические дни - чего стоит удар ножом в спину, полученный несколько лет назад в ночной Москве...
- Действительно, это был ужасный случай. Незадолго до Олимпийских игр 2000 года я с приятелем в Москве провожал девушку домой после спектакля. К нам начали приставать уличные торговцы арбузами. Я вступился за честь моей будущей жены, и тогда один из бандитов ударил меня ножом в спину. Провел в больнице целый месяц, и благодарен Богу, что он сохранил мне жизнь. Я тесно сошелся с оперировавшим меня доктором. До сих пор дружим с ним семьями. Поддержал меня в трудную минуту и олимпийский чемпион Александр Карелин.
- О вашем постоянном тренере Геннадии Турецком ходят легенды. Он работал с вами 12 лет подряд. Конфликты у вас случались?
- Конечно, всякое бывало. Но главное, чтобы человек мог прощать, не помнить зла. Это мое кредо. Наверное, поэтому мы так долго трудились вместе с Геннадием Ивановичем. Турецкий - фанатик большого спорта, максималист. Он все делает для высшего результата, ради этого не спит ночами. В его науке побеждать нет мелочей. Вероятно, тренерский талант заключается в том, чтобы определить - что же главное в воспитании большого мастера. Когда мы с Турецким переехали в Швейцарию, приехали в гости чемпионка России Станислава Комарова и ее тренер Алексей Красиков. Они, наверное, думали, что наконец-то смогут узнать секреты "фирмы Турецкого". И были обескуражены, когда никаких тайн не обнаружилось. Ведь все успехи достигались только упорным трудом.
- А вы помните, как начинали в плавании?
- Конечно. Мне было семь лет, когда мама привела меня в бассейн и направила в детский "лягушатник", где воды едва до пояса. Но я запаниковал, когда в первый раз вошел в воду. К счастью, привык.
- Пять лет назад вас избрали в комиссию спортсменов Международного олимпийского комитета. Как отразилось это на вашей жизни?
- Рад, что наконец-то в эту комиссию МОК вошел представитель России. Я расширил круг знакомств и глубже понял вопросы и проблемы, которые предстоит решать олимпийскому движению в XXI веке.
- Ваше последнее выступление на Олимпиаде-2004 в Афинах не принесло медалей. Для выхода в финал не хватило буквально сотых секунды. Обидно?..
- Мужчина должен уметь держать удар. С годами я понял, что и победы, и поражения нужно быстрее забывать. Чтобы идти вперед, надо быть свободным от прежних переживаний.
- Что надо сделать, чтобы в наших бассейнах росло больше чемпионов?
- Я - учредитель Фонда поддержки талантливых спортсменов. Мы создаем российский центр, где будут использованы современные методики воспитания пловцов на всех дистанциях олимпийской программы.
Я верю, что наше плавание в ближайшем будущем ждут серьезные перемены. Здесь многое будет зависеть от профессионального умения нового поколения тренеров. А я готов им в этом помочь.