Ежеминутно у кого-то из россиян с банковской карты или вклада исчезают деньги
Оцените масштаб: в прошлом году жулики осуществили более 570 тысяч таких операций, похищенная сумма превышает 5,7 млрд рублей. А вернули клиентам только 15% из украденного. Сегодня любой из вкладчиков может оказаться под воровским прицелом. Вот и меня на днях атаковали мошенники...
Вечером у моей жены зазвонил мобильник. Усталый женский голос (понятно, конец рабочего дня), вежливое, заученное сообщение.
— Нина Андреевна? Здравствуйте. Это Наталья Викторовна из Управления социальной защиты. Хочу вам напомнить, что, в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи», вы имеете право на бесплатную путевку для лечения в санатории. Проезд туда и обратно тоже оплачивается. Мы сейчас распределяем путевки в Геленджик. Вы ведь в последние пять лет не получали? Ну вот, теперь ваша очередь подошла. Стоимость с учетом дороги — 30 тысяч. Правда, многие предпочитают вместо поездки денежную компенсацию. Для вас что предпочтительнее — путевка или 30 тысяч? Решать надо сейчас, а то у нас закрываются документы...
Вот так сюрприз! Супруга, немного подумав, согласилась на компенсацию.
После чего собеседница пообещала перевести деньги сегодня же, попутно сообщив, что у жены теперь новая банковская карточка Сбербанка и что две тысячи, положенные за самоизоляцию, ей уже переведены. А для перевода 30 тысяч потребуется второй телефон.
— Возьмите второй телефон у мужа, — предложила соцзащитница. — По нему вы будете поддерживать связь со мной, а на ваш будет приходить информация из Сбербанка. Это стандартные защитные процедуры, без них не обойтись...
Тут уже я сам взял трубку. И услышал благую весть: мне тоже положена путевка или компенсация. После чего дама запросила номер моего мобильного и имя-отчество. Продиктовал ей, хотя уже понял, что имею дело с мошенницей. Но мне хотелось понять, какие еще закрытые данные известны преступникам.
О мошеннической схеме «денежной компенсации за путевки» много раз сообщалось в СМИ, на интернет-сайтах, в банковских обращениях к вкладчикам, но, видимо, желание получить с неба падающую сумму, бывает, парализует разум: Тем временем Наталья (или как там ее) перезвонила на мой телефон и затребовала номер моей банковской карты и срок ее действия. — Называть ПИН-код никому нельзя, — предупредила собеседница, — а это открытая информация. Вы ее сообщаете при любой покупке в интернете. Да и как я переведу вам деньги, не зная номера карты?
Кстати, зачем даме понадобился второй телефон? Позже специалисты по банковской безопасности мне растолковали: узнав номера карт и другие данные, мошенники произвели бы дорогостоящие покупки, а передаваемые банком коды использовали для подтверждения...
Я сказал Наталье, что перезвоню завтра, и прекратил разговор. Телефон мошенников: 8(903)404-32-39. Обычно симку после атаки выбрасывают, но вдруг тут они решили сэкономить?
Как сообщает Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки Банка России, самый распространенный способ мошенничества в этой сфере (69%) — это «побуждение клиентов к проведению операции путем злоупотребления доверием». А предлогом может стать и «компенсация за путевки», как в нашем случае, и тревожный звонок якобы сотрудника службы безопасности банка: «Кто-то пытается снять ваши деньги». Или: «В целях безопасности необходимо быстро перевести деньги на страховочный счет».
Все чаще преступники используют при звонке жертве банковский телефонный номер. Да еще сообщают клиенту закрытые данные о его карте, называют номер, размещенные суммы. Откуда они все это берут? Такую, казалось бы, закрытую информацию можно купить на черном рынке. А туда чаще всего она поступает от самих россиян. Мы оставляем данные о себе и о своих картах (фамилия и имя, номер карты, срок действия, CVV-код), когда совершаем покупки через интернет. Кто-то нелегально собирает эти данные. Ну и, конечно, случается, что работники сами сливают служебную информацию.
Сбербанк как самый популярный у россиян чаще других подвергается криминальным атакам. Я обратился в это крупнейшее кредитное учреждение за подробностями и комментариями. И вот что услышал: «В текущем году Сбербанку удалось спасти более 20 млрд рублей клиентов, которых атаковали кибермошенники. За весь прошлый год этот показатель вдвое больше — было остановлено проведение около 2 млн подозрительных операций. В Сбербанке действует система выявления подозрительных операций, сегодня она обрабатывает 367 млн операций в сутки, которые проводят 147 млн клиентов. Только в I квартале нынешнего года при содействии Сбербанка раскрыто 15 преступных групп. 79 их участников задержаны. Возбуждено 134 уголовных дела».
P.S. Что делать, если вы получили подозрительный звонок? Общая рекомендация такая: извиниться и перезвонить в свой банк по одному из доступных номеров телефонов, но не по тому, с которого звонили вам. И не впадайте в суету и панику, даже если услышали, что над вашими сбережениями нависла угроза. Секунды здесь роли не играют. Банк всегда может притормозить операцию. Но перезвонить в банк следует обязательно!