Эти знаменитые лайнеры – основа дальних авиаперевозок в СССР – сегодня остались только в специальном отряде «Россия», ВВС и МЧС
Вчера в Шереметьево торжественно открыли памятник Ил-62. Эти знаменитые лайнеры составляли основу советского самолетного парка дальнемагистральных перевозок. Сегодня они остались только в специальном отряде «Россия», ВВС и МЧС.
Полвека назад этот лайнер стал новым словом в гражданском самолетостроении. Рождался он в муках. Генеральный авиаконструктор Сергей Ильюшин признавался, что ни один самолет не отнял у него столько здоровья, сил и энергии. Руководивший организацией серийного производства Ил-62 Генрих Новожилов говорил, что испытал «колоссальный пресс ответственности за порученное дело». Впервые в истории отечественного авиапрома собирали пассажирский лайнер с четырьмя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа, что существенно улучшало комфорт в пассажирском салоне.
Днем рождения Ил-62 считается 3 января 1963 года, когда машину впервые поднял в воздух знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки. За время серийного производства было выпущено около 290 Ил-62 и Ил-62М. Треть поставлялась в соцстраны, в первую очередь на Кубу. На Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета.
Увы, в конце века начался массовый вывод из эксплуатации машины, вместо которой перевозчики закупали подержанные «боинги» и «эрбасы». В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолетов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок. Еще в прошлом году эксплуатировались 17 Ил-62: восемь в России, четыре в КНДР, два на Украине и по одному в Судане, Гамбии и Ливии. Несколько десятилетий Ил-62 служил, да и сейчас служит в качестве правительственного («борт № 1») в СССР, Российской Федерации, Северной Корее, на Украине. В коммерческой же эксплуатации самолетов этого типа не осталось — они летают только в ВВС, МЧС и в специальном летном отряде «Россия».
Генрих Новожилов, ныне главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», вспоминает о письме от имени 120 членов экипажей Ил-62, пришедшем пять лет назад из Хабаровска. Пилоты обанкротившейся авиакомпании «Дальавиа», прощаясь с последним лайнером, благодарили ильюшинцев за создание «надежного, безопасного, великолепного по летно-техническим характеристикам самолета». В Хабаровске лайнеры эксплуатировались 30 лет, и ни разу не случались поломки, аварии или катастрофы.
Инициативу установки памятника в Шереметьево можно приветствовать. В советские времена гражданские самолеты можно было увидеть в Москве на ВДНХ (Ту-154), во Внуково (Ту-104), в Домодедово (Ту-114), на Украине в Харькове (Ан-10). В Минводах было установлено сразу два памятника Ту-124, но оба, как и домодедовский Ту-114 и Ту-154 на ВДНХ, были варварски уничтожены. Та же судьба постигла и распиленный на металлолом хабаровский Ту-104А, установленный на пьедестале перед зданием аэровокзала в 1979 году, и многих других его собратьев в городах и весях огромной страны. Хотя памятники советским самолетам в прекрасном состоянии можно увидеть, например, в болгарском Бургасе (Ан-24) и в германском Зинсхайме (Ту-144), а также в Ташкенте (Ил-18Д).
Если мы всерьез хотим вернуть стране статус авиационной державы, то не стоит забывать о ее самых выдающихся достижениях в этой области. Но, разумеется, главным памятником гражданскому авиастроению могут и должны быть новые отечественные самолеты. К сожалению, пока здесь похвастаться нечем. Большая часть авионики самолета «Сухой Суперджет» — иностранного производства, так что российским его можно назвать с большой натяжкой.