Первый канал показал «Глаз Божий» — новую работу Леонида Парфенова, посвященную 100-летию ГМИИ имени Пушкина
Вынужден произнести банальную фразу: «Фильмы Парфенова — это всегда событие». И тут же оговориться: в контексте нашего ТВ слово «событие» не обязательно означает причастность к нему массового зрителя. Все чаще под ним подразумевают проекты, относящиеся к категории «неформата», то есть не ширпотреба, а продукта, предназначенного для штучного потребления.
В этом смысле премьера картины «Жила-была одна баба» на «России 1» — событие. А голливудского блокбастера там же — просто премьера.
Событийные вещи ставятся в эфир, как правило, на поздний вечер, чтобы не портить прайм-тайм.
«Глаз Божий» просто обречен был стать «событием». И потому, что сделан Парфеновым. И потому, что посвящен музею (а с какого перепуга зрителю, воспитанному на скандалах в круге Пугачевой и на юморе Петросяна, вдруг понадобится музей с его юбилеем?). Ну и, разумеется, время соответствующее: первая серия — в 22.30, вторая — и вовсе в 23.00.
Меня, кстати, всегда умиляло, что программы: Как бы их поточнее определить?.. «Умные» программы всегда оставляют на ночь. То есть зритель изначально как бы сортируется на массового и «умного». Сначала массовый смотрит Малахова и сериал про бандитов и, удовлетворенный, ложится спать. Тогда наступает время «умных». Они, разумеется, в это время еще не спят — думают. Вот им и предлагается пища для ума. Так и пишут: «кино не для всех».
Возвращаясь к «Глазу Божьему». Он спокойно мог бы стать событием для тех, кому положено смотреть телевизор только до половины одиннадцатого. Это вполне массовый продукт. Раз уж речь в нем идет о музее, я бы сравнил Парфенова с хорошим экскурсоводом.
В музей ходят разные люди, в том числе и те, кому имена Пикассо или Матисса ничего не говорят. Плохой экскурсовод расскажет им про главные художественные направления минувших веков, назовет разные даты, которые скучающий посетитель тут же и забудет. Хороший экскурсовод снабдит свой монолог историческими анекдотами, байками, красочными деталями. Запомнив какую-нибудь яркую историйку, экскурсанты, глядишь, запомнят и имя ее героя.
«Глаз Божий» — это как раз и есть цепочка анекдотов и баек, связанных с Пушкинским музеем, рассказанных автором и разыгранных хорошими актерами.
Отсюда вопрос: почему бы такие программы, как «Глаз Божий», не показывать, скажем, сразу после «Времени» или вечерних «Вестей»? Ну ладно, пусть не каждый день. Но только не во время «для умных», а во время для всех.
Не поймет народ? А вдруг поймет? Ну, не сразу, конечно... Зато, глядишь, и перестанут называть телевизор дебилизатором.