75 лет назад в Париже полным ходом шла Всемирная выставка искусств и техники. Настоящий фурор на ней произвела установленная на советском павильоне скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Наш монумент сразился с немецким — и победил.
Во Всемирной выставке приняли участие 44 страны, но главное сражение развернулось между СССР и Германией. Оба тяжеловеса стремились продемонстрировать силу и мощь — что и нашло отражение в оформлении павильонов. Автором ставшей знаменитой скульптуры является, как известно, Вера Мухина, но композиционная идея принадлежат архитектору Борису Иофану. По его словам, он хотел «в образе этих двух людей изобразить новых хозяев земли русской». Утверждают, что идею архитектору навеяли античные «Тираноборцы», Критий и Несиот с мечами в руках.
Павильон СССР находился в самом центре Парижа, на набережной Сены рядом с дворцом Шайо. Само здание было решено в лаконичных формах, построенных на нарастании прямоугольных объемов. Самую высокую часть здания (34 метра) венчала почти 25-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» общим весом в 185 тонн. Впервые в архитектурной практике здание завершалось статуей из нержавеющей стали.
Павильоны Советской России и Германии располагались друг против друга. Немецкая архитектура представляла собой башню, на вершине которой расположился орел со свастикой. А у подножия этой башни находились статуи Йозефа Торака «Товарищество» и «Семья», мускулистые обнаженные тела. По замыслу главного архитектора фашистского рейха Альберта Шпеера павильон был выполнен из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Немцы во что бы то ни стало решили превзойти всех в высоте сооружения.
За кулисами развернулась война разведок. Шпеер в своих мемуарах признался, что он видел советские чертежи. Получив нужную информацию, немцы вынуждены были увеличить высоту павильона и подставки для своего орла. Но тут в Париж привезли 24-метровых «Рабочего и колхозницу». Их поставили на верхушку советского павильона. И немцам опять пришлось напрячься. Только после того, как завершилось строительство советского павильона, немцы в эту же ночь повысили высоту своего монумента на 3 метра. Орел со свастикой оказался на 10 метров выше нашего серпа и молота, но... Из-за надстройки пропорции были нарушены, бронзовый орел напоминал воробья, в то время как советский павильон буквально «взлетал над городом»...
Французы восхищались советской архитектурой. Журналист Филипп Ламур 75 лет назад писал: «Скульп-тура «Рабочий и колхозница» навеки запечатлена в памяти парижан как молодость, прорывающаяся в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу». Парижане даже собирали подписи и хотели оставить советский павильон у себя, но Сталин постановил вернуть шедевр на Родину.
Путешествие в Москву выдалось тяжелым. Рабочие, осуществлявшие демонтаж, просто разрезали монумент на части и свалили на платформы. Только головы и мужская рука доехали домой без повреждений. Зато при восстановлении использовали стальные листы большей толщины. «Рабочего и колхозницу» установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВВЦ), уменьшив высоту пьедестала до 11 метров. Самой большой мечтой Веры Мухиной было поставить свою стальную парочку над Москвой, на Воробьевых горах. Но не сбылось... В 1979 году скульптуру отреставрировали. Потом перестройка, наступила новая эпоха — и мухинский шедевр чуть не продали в США (сделкой занимался небезызвестный адвокат Анатолий Кучерена).
В октябре 2003-го началась масштабная реконструкция скульптуры. Высоту постамента решили восстановить до первоначальной, которая была у монумента на парижской выставке. Обновленный памятник установили на ВВЦ в конце 2009 года.
Один из главных символов Москвы восстал из пепла. Будем надеяться, что слова «бессмертное творение» к мухинскому шедевру имеют самое прямое отношение.
1. Для изготовления монумента впервые использовалась нержавеющая сталь, которую применяли до этого только в авиастроении.
2. Создание огромной скульптуры проходило в рекордно сжатые сроки и потребовало применения новейших на тот момент технологий. Так, для скрепления 5000 деталей впервые в нашей стране применили точечную сварку.
3. Косынка Колхозницы, издали кажущаяся воздушной, на самом деле весит около 60 тонн.
4. В Париже под советским павильоном проходила еще и автострада.
5. Впервые в истории советского искусства монументальные герои запечатлены с открытыми ртами.
6. «Рабочий и колхозница» стали эмблемой отечественного кинематографа. В 1947 году она впервые открыла титры фильма «Весна» киностудии «Мосфильм». Правда, в кадр попал не оригинальный монумент, а его копия. Под этой маркой вышло более 3000 фильмов.