Иногда казалось, что ТВ, в других случаях способное отнестись со странным безразличием к знаменательной дате (на этой неделе, скажем, о столетних датах двух выдающихся отечественных музыкантов - композитора Арама Хачатуряна и дирижера Евгения Мравинского - вспомнил только канал "Культура"), на сей раз даже переусердствовало... Подобное, мне вспоминается, случилось ровно четыре года назад, когда двухсотлетие со дня рождения Пушкина вызвало буквально шквал программ, где нередко имя великого поэта становилось поводом и для экранных спекуляций.
На этот раз было нечто подобное. Во всяком случае, когда в минувший вторник в прямом эфире дневной передачи "Дата" (ТВЦ) был проведен интерактивный опрос зрителей на тему "Что вы ждете от празднования юбилея Санкт-Петербурга?" и предложено три варианта ответа: возрождения города, радостного праздника, привычной в таких случаях показухи, многие "отдали предпочтение" последней формуле, - хотя можно видеть в этом не столько прогноз, сколько опасение.
Конечно, в какой-то степени сказалась давняя ревность одной столицы к другой. Зрители по привычке не поверили, что юбилейная дата может нести в себе какое-либо серьезное содержание. Впрочем, в немалом числе телевизионных опусов так оно и было: скажем, бульварная "Большая стирка" (Первый канал) отправилась на всю неделю на брега Невы (вернее, Мойки), но занималась там в точности тем же, чем и в столице. Или в последнем выпуске "Кто хочет стать миллионером?" (Первый канал) играющим были специально подобраны вопросы питерской тематики. А в пятничном "Принципе домино" (НТВ) всерьез обсуждалась звучащая несколько провокационно проблема: "Какой столицы мы достойны?"
Подобные спекуляции на юбилейной теме - а их немало было на неделе на разных каналах - конечно, раздражали зрителей, позволяли им подозревать телевизионщиков в холодном расчете, в желании выслужиться перед властью, попасть, как говорится, "в масть". Мне кажется, писать о подобных опусах, даже в критическом ключе, нет особого смысла: уверен, что через неделю-другую произведения эти будут благополучно забыты.
Другое дело - те программы, которые каналы специально приготовили к дате. Тут тоже есть к чему придраться, но речь в этих случаях идет или о творческой неудаче, или неубедительном воплощении серьезного замысла. Так случилось, на мой взгляд, с десятисерийным фильмом "Петербург от А до Я. Новая энциклопедия" Кирилла Набутова (ТВС). Построенный как череда отдельных фрагментов-"статей", лишенных последовательной драматургии, фильм вынужден не только ставить рядом нередко несопоставимый материал, но и специально форсировать напряжение, чтобы удержать зрительский интерес. Подобное, конечно, не могло не сказаться на качестве фильма.
"Особая папка" Леонида Млечина (ТВЦ) с этого понедельника начала небольшой цикл политических портретов "Питерские вожди". Первый рассказ посвящен фигуре Г.Зиновьева, ближайшего соратника В.Ленина, соперника И.Сталина по лидерству в партии и государстве после смерти вождя революции. Журналист давно уж изучает биографии деятелей советской истории, сделал немало интересных передач-портретов, так что его новый мини-цикл следует рассматривать как интересный и плановый, а не конъюнктурный.
На том же канале на минувшей неделе были показаны программы, посвященные питерскому театру и телевидению: "Пять вечеров с БДТ" (пять частей) и "Загадка "Пятого колеса" (три части). Это неспешные и совсем не юбилейные сюжеты из недавней истории нашей духовной жизни. Театр, руководимый в течение долгого времени великим режиссером Георгием Товстоноговым, был одним из лидеров нашей сцены. А вечерний многочасовой канал, вбиравший в себя самые разные - и политические, и культурные темы, также в первые, наиболее сложные годы перестройки занимал среди телевизионных программ особое по воздействию на умы и души зрителей место.
Самой яркой творческой удачей недели (да и, полагаю, всего мая) стала шестнадцатисерийная программа Леонида Парфенова "Российская империя" (НТВ). Начатая еще два года назад рассказом о Петре Великом и его наследниках на русском престоле, она лишь к юбилею Санкт-Петербурга оказалась доведенной до конца. Четыре последние серии, посвященные Александру III, Николаю II, вышли в эфир в минувшую семидневку.
Работа эта по объему материала, по вложенному в нее труду и (не преувеличивая) таланту беспрецедентна. В отличие от тех своих коллег, кто в раскрытии исторического материала предпочитает традиционную, но пресную форму назидательной ученой лекции, Парфенов через века и границы дерзко обращается непосредственно к материалу, ставшему историей. Он вместе со съемочной камерой мотается (простите этот неакадемический термин, но он довольно точно обозначает происходящее на экране) по разным континентам, странам, городам, проникает во дворцы, дома, даже коммуналки - непременно в те самые места, где происходили исторические события. И показывает раритетные свидетельства, документы и предметы, с неожиданной стороны освещающие случившееся. Темперамент рассказчика, его напор, откровенное желание и умение связать дела давно прошедших дней с днем нынешним - все оказывается настолько заразительным, что, кажется, мы чудом оказались в императорском Санкт-Петербурге минувших веков.