Содержание этих встреч позволяет не только судить о направлении эволюции НАТО, еще не оправившейся после вызванного иракской войной внутреннего кризиса, но и лучше уяснить, какую роль в меняющемся миропорядке ведущие державы альянса отводят России.
Стоящий на тротуаре на подъезде к Дворцу конгрессов броневик полицейских патрулей, в том числе и конных, напоминал, что угроза со стороны экстремистов не призрачна, а реальна. Именно такой "вызов" подразумевал Крис Доннелли, специальный советник генсека НАТО по странам Центральной и Восточной Европы, когда заявил: НАТО "исходит из тех угроз, которые находятся внутри стран - участниц блока"...
Агрессивный сепаратизм группировки ЭТА в Стране басков или их идейных близнецов на французской Корсике - один из факторов нестабильности. В числе проблем, требующих участия натовских структур, Крис Доннелли назвал не только очевидные религиозные и этнические конфликты, но и такие, как "коррупция высших государственных чиновников". Логическая связь коррупции с организованной преступностью - вот объяснение. Похоже, что внутри НАТО, утратившего в известной мере ощущение своей нужности после "холодной войны", оформляется новый подход к собственному предназначению. И это проявилось на мадридской ассамблее в обсуждении будущего Афганистана.
Казалось бы, какое дело альянсу до "расталибаненной" страны, не имеющей до сих пор крепкого правительства и общества, объединенного единством цели? Но дело в том, что НАТО в августе берет на себя всю полноту ответственности за находящиеся в Афгане международные силы по поддержанию стабильности. За время правления администрации Хамида Карзая страна снова превратилась в крупнейшего производителя и поставщика - транзитом через Россию в Европу - наркотического дурмана. Часть его "оседает" по дороге на Запад и в России.
Подключение Совета Россия - НАТО к урегулированию вялотекущего кризиса в Афганистане более чем оправданно. Тем более что партнерство в этой сфере будет способствовать трансформации Североатлантического альянса в правильном направлении. Как подчеркнул Крис Доннелли, "НАТО находится на середине пути от организации, нацеленной на оборону, к организации, которая будет решать вопросы безопасности".