В ОЖИДАНИИ "ХИТОВ"

Похоже, двенадцатый по счету "Кинотавр" грозит стать самым тихим, самым "скучным" фестивалем за

Похоже, двенадцатый по счету "Кинотавр" грозит стать самым тихим, самым "скучным" фестивалем за всю свою историю. Никаких скандалов, никаких нездоровых сенсаций, кроме отсутствия на открытии знаменитого голливудского актера Жана-Клода Ван Дамма, который, впрочем, обещает подъехать позже. А в остальном все размеренно, чинно, благостно. Продюсер Марк Рудинштейн не носится со свирепым видом по холлам гостиницы "Жемчужина", как это случалось в былые годы, а смирно сидит на пляже или играет с актером Леонидом Ярмольником на бильярде и в нарды. Отлаженная фестивальная машина крутится и без его видимого участия.
На торжественной церемонии открытия в субботу Марк Григорьевич тоже старался зря не светиться, хотя выступающие не уставали воздавать должное отцу-основателю "Кинотавра". Так, ведущий вечера острослов Михаил Ширвиндт сравнил двенадцать фестивалей Рудинштейна с двенадцатью подвигами Геракла. Не жалели добрых слов в адрес Марка Григорьевича и новый мэр Сочи Леонид Мостовой и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Словом, идиллия. "Писать не о чем, - заскучали журналисты. - Разве что о кино..."
Кино между тем идет на фестивальном экране бурным потоком. Показывают фильмы отечественные и зарубежные, документальные и игровые, старую, проверенную временем классику и совсем свежие киноновинки. В частности, на "Кинотавре" ожидается внеконкурсный показ картины "Покажи мне лунный свет", в которой снялся замечательный актер, любимец публики Николай Еременко, так рано ушедший из жизни...
На конкурсном экране время главных "хитов" еще не пришло. По законам фестивальной драматургии их приберегают к концу киносмотра. Пока идет типичный "середняк". В их числе, на наш вкус, добрая, славная, не претендующая на философские глубины картина "Президент и его внучка" в постановке Тиграна Кеосаяна, невнятная, сумбурная, хотя и любопытная по киноязыку лента Андрея Некрасова "Любовь и другие кошмары", дебютный фильм Александра Абдулова "Бременские музыканты и Со", заслуживающий, впрочем, особого разговора.
Два года жизни отдал популярный актер работе над этой картиной, поставленной по мотивам либретто Юрия Энтина и Василия Ливанова. Снимал ее в Египте, Азербайджане, Калмыкии, Санкт-Петербурге... По словам Александра Гавриловича, это самый дорогой кинопроект в стране - дороже знаменитого "Сибирского цирюльника". Для картины построили десятки декораций, сшили 260 костюмов, задействовали сотни безымянных статистов и прославленных артистов, включая Олега Янковского, Михаила Пуговкина, Спартака Мишулина, Анастасию Вертинскую, Александра Збруева, Михаила Глузского, Леонида Ярмольника, самого Абдулова и его нынешнего лучшего друга (в прошлом - телохранителя Ельцина) Александра Коржакова, который, разумеется, играет королевского охранника...
Следы постановочной роскоши ежесекундно видны в кадре: на экране постоянно меняются дивные пейзажи и антуражи, все время что-то взрывается, воспламеняется, проваливается в тартарары, возносится в небеса, гремит, грохочет, скрежещет, мельтешит, ошеломляет компьютерными и прочими эффектами... Абдулов торопится сказать и втиснуть в фильм все, что он знает о жизни, пропустить через рефлексию все сиюминутные события, происходящие на момент съемок. В кадре постоянно - танки, вертолеты, радары. Отсюда же настойчивые политические экивоки и аллюзии. Одно только непонятно: при чем здесь милая, трогательная, простодушная история про бродячих музыкантов, которую мы знаем и любим вот уже четверть века в мультипликационном варианте? Не проще ли было оставить этот сюжет, уже нашедший гармоничное воплощение на экране, в покое? А коль уж приспичило выговориться, то можно было сделать это на любом другом, желательно не заемном, материале. Но сам актер так не считает, и на пресс-конференции заявил, что, скорее всего, порадует нас пятисерийной телевизионной версией "Бременских музыкантов". Как знать, может, в расширенном варианте этот фильм и обретет некоторую цельность. А пока шансов на призы "Кинотавра", по общему мнению, у Абдулова - никаких. Если только председатель жюри Марк Захаров, воспитавший актера в своем "Ленкоме", не порадеет родному человечку, что, впрочем, представляется сомнительным - если учесть принципиальность прославленного режиссера.