В настоящее время позиции газовой компании в Европе стабильны, доля российского газа на зарубежных рынках достаточно высока. Постепенно поставки "голубого топлива" в Европу будут возрастать - с нынешних 130 миллиардов кубометров до 175 в 2010 году и 250 млрд. кубов в дальнейшем.
Европа готовится к этому заранее. ЕС принял директиву, направленную на снижение цены на газ для конечных потребителей. Сама по себе похвальная идея не нашла благодарных откликов в России, поскольку все расходы за "благородный шаг" европейцев должны будут оплачивать непосредственные производители газа. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что в последние 20 лет и без того шло скрытое снижение цен на топливо, связанное с серьезными инфляционными процессами внутри нашей страны. К тому же добыча и транспортировка газа сегодня дорожают, так как объективно повышается стоимость инвестиционных проектов.
- Надо осознать, что газовая пауза закончилась и дешевого газа больше не будет, - пояснил Ю. Комаров.
С открытием европейского рынка газа связан и другой документ - Европейская энергетическая хартия. В соответствии с нею "третьи страны" должны получить доступ к трубе по внутренним (очень низким) российским транспортным тарифам. В этой ситуации российский газ может стать неконкурентоспособным, поскольку в наших природных условиях его себестоимость выше, чем у других поставщиков.
- Диалог с Европой продолжается, - говорит Ю. Комаров. - Считаем, что должна быть разработана оптимальная модель присутствия производителей газа на европейском рынке.
Российская сторона убеждена: если Европа решила "открыть" доступ к своему рынку газа, пусть одновременно откроет и доступ к финансам. Для всех должны быть созданы равные рыночные возможности. Пока этого нет. Кредиты для российских компаний обходятся в 2-3 раза дороже, чем для европейских, а оплата политических рисков составляет до 20 процентов от стоимости проектов.
Нынешние правовые изменения могут иметь негативные последствия для заинтересованных сторон, что отразится на энергетической безопасности Европы. Газпром не собирается пока сворачивать экспортную деятельность. Сегодня осуществляется ряд перспективных проектов: строятся новые транспортные коридоры: "Голубой поток" - по дну Черного моря в Турцию, перемычка через Словакию и Польшу, намечен газовый маршрут в Европу через Балтийское море. Причем диверсификация маршрутов объясняется экономической целесообразностью, а не политическими мотивами, подчеркнул Ю. Комаров.
Отвечая на вопрос об освоении Газпромом азиатского рынка, Юрий Александрович заметил, без государственной стратегии начинать освоение рынков Азиатско-Тихоокеанского региона нельзя. "Все азиатские проекты должны осуществляться на межгосударственном уровне", - пояснил Ю. Комаров.