Американская добывающая установка была одной из лучших в мире
Специалисты утверждают: разливов нефти нельзя избежать даже на самых современных из них
На шельфе российских морей работают семь нефтегазовых платформ. Специалисты утверждают: разливов нефти нельзя избежать даже на самых современных из них.
Капля за каплей
Россия начала строить нефтяные и газовые платформы на шельфе в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Поэтому наши достижения в этой области пока скромные — всего семь подобных комплексов действуют на шельфе морей, омывающих страну (см. «Нефтяные и газовые платформы России»).
Больше всего — четыре добывающие установки — построено и введено в эксплуатацию в рамках сахалинских нефтегазовых проектов («Сахалин-1» и «Сахалин-2») в Охотском море. Платформы расположены на расстоянии 12–25 км от побережья острова. Самая старая из них — «Моликпак» — качает нефть с 1999 года.
Как рассказали «Труду» в компании — операторе проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy, буровые установки в Охотском море являются одними из самых современных и безопасных в мире, однако это не исключает разливов нефти. «Наши платформы добыли около 200 млн. тонн нефти, при этом разливы в совокупности составили около 300 литров, а мы фиксируем каждые 300 миллилитров», — сообщили в компании.
Представитель Sakhalin Energy отметил, что на сахалинских платформах применяются уникальные решения, позволяющие обеспечить их устойчивость во время землетрясений. «Комплексы, работающие в России, отличаются от того, на котором случилась авария в Мексиканском заливе, — пояснил собеседник „Труда“. — Наши платформы — стационарные, они крепятся ко дну „бетонной ногой“, платформа British Petroleum — полупогружная и подвижная».
Тройной запас прочности
На Кравцовском нефтегазоконденсатном месторождении в Балтийском море работает нефтедобывающая установка компании «ЛУКОЙЛ», на Штокмановском месторождении (Баренцево море) — полупогружная буровая установка Deepsea Delta «Газпрома». 28 апреля на месторождении им. Корчагина в Каспийском море «ЛУКОЙЛ» запустил ледостойкую платформу-1 (ЛСП-1).
Как рассказал «Труду» первый замруководителя проекта ЛСП-1, замдиректора по развитию ГК «Каспийская энергия» Алексей Кокарев, в России плавучие платформы создаются с большим запасом прочности. «Мы строим платформы с дублирующими системами, которые могут обеспечить работу в случае выхода основного оборудования, запас прочности — двух-, трехкратный, — отметил он. — Моделируем самые невозможные неблагоприятные условия, которые случались в конкретном регионе за последние 100 лет. Если на Каспии самая низкая температура зимой была -42 градуса, то и платформа должна ее выдержать». Комплекс рассчитан на работу в течение срока эксплуатации месторождения — около 30 лет. Специалист не смог сформулировать условия, при которых на ЛСП-1 могла бы произойти катастрофа, подобная американской. При этом, отметил он, погибшая платформа — одна из лучших в мире. Аналогичные установки работают по всему миру. «В таких авариях обычно виноваты люди, а не механизмы», — считает Кокарев.