Практически все российские автопроизводители отправили работников в административный отпуск на майских каникулах. Завод Toyota в Шушарах, ГАЗ, "АвтоВАЗ", завод Renault не будут работать с 1 по 12 мая. На день меньше, до 11 мая, остановлены конвейеры завода Renault "Автофрамос" в Москве и УАЗа в Ульяновске.
Для некоторых рабочих майские каникулы - продолжение апрельских. КамАЗ отправил своих работников в вынужденный отпуск с 23 апреля до конца майских праздников. Дольше всех будет стоять "ИжАвто" - как минимум до начала июня.
Многие предприятия ушли на каникулы в машиностроении и металлургии. Вообще сложно найти отрасль, в которой хоть одно предприятие не находилось бы в вынужденном простое.
На самом деле вынужденные отпуска крайне невыгодны работодателям. Они должны платить 2/3 зарплаты сотрудникам, которые ничего не производят. Но компаниям ничего не остается, как идти на это, когда склады уже забиты готовой продукцией, а покупателей не находится. Волна вынужденных отпусков - плохой знак, говорящий о том, что кризис еще далек от завершения.
Работодатель может отправить сотрудника в вынужденный отпуск с любого момента, просто издав соответствующий приказ, в котором будет указано время отпуска и его оплата. Если руководство предприятия признает, что простой происходит по зависящим от него причинам (забиты склады, нет денег на закупку сырья), работникам выплачивают во время простоя две трети среднего заработка. Если предприятие считает, что причины простоя от него не зависят (поставщики не привезли комплектующие, произошло стихийное бедствие), оно платит сотрудникам две трети оклада или тарифной ставки. Понятно, что во втором случае работники получают меньше.
Как правило, это основной камень преткновения в такого рода спорах - от какой суммы платить две трети. В случае если работники не согласны с вознаграждением, выплачиваемым за "каникулы", они могут обратиться в суд, который нередко признает истцов правыми. Так, Златоустовский металлургический завод отправил своих работников в простой перед Новым годом. Рабочим выплатили две трети тарифа, а не средней зарплаты. Они посчитали это незаконным и обратились в суд, который признал их правоту. Долги работникам должны погасить до 19 июля. Кстати, с 22 апреля завод опять находится в простое и начнет работать только в июне.
Расширение географии
Это уже вторая волна остановки конвейеров среди автопроизводителей. Первая была привязана к новогодним каникулам. В конце декабря - начале января производство приостанавливали все крупные автомобильные заводы, включая ГАЗ, "АвтоВАЗ", Ford. Теперь это делают не только автопроизводители.
На металлургическом заводе "Красный октябрь" в Волгограде по поводу майских каникул разразился конфликт. Руководство предприятия предложило своим сотрудникам добровольно уйти в неоплачиваемый отпуск со 2 по 8 мая, грозилось заблокировать электронные пропуска, чтобы рабочие не смогли проникнуть на свои рабочие места. В результате вмешательства профсоюза сотрудники будут отправлены в простой по вине администрации с выплатой двух третей заработной платы.
До конца мая остановил производство Уралвагонзавод. "Мы боимся, что это затянется до конца лета", - сетует работница предприятия Марина. Сейчас она получает две трети оклада, или около 5000 рублей в месяц. Стоит практически все предприятие, кроме танкостроительного корпуса и цеха по производству цистерн.
Отдыхают даже рабочие относительно благополучных предприятий. "Отпуск устроили даже менее пострадавшие от кризиса отрасли: пищевая промышленность, производство бытовой химии", - рассказала Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. Конкретных предприятий она не назвала.
Стандартный метод
Российские предприятия традиционно предпочитают эту меру сокращениям. "Когда завод производит больше, чем продает, возникает альтернатива: либо увольнять часть людей, либо отправлять всех в отпуск", - объясняет Людмила Кузенкова, директор филиала "Массовый подбор и предоставление временного персонала" кадровой компании Avanta Personnel. Сокращать сотрудников дорого и чревато социальными последствиями, особенно в Первомай, поэтому работодатели склоняются ко второму варианту.
Если у компании дела плохи, то отправлять сотрудников в такой отпуск может быть выгодно экономически, считает директор по персоналу и общим вопросам LG-Electronics Rus Александр Карпов. Главное - внятно объяснить работникам причину простоя. Нередки случаи, когда работники соглашаются на эту меру в обмен на обещания будущих льгот.
Сотрудники терпят этот неожиданный простой. "Как минимум до конца мая мы работать не будем, - рассказывает Наталья, работник "ИжАвто" в Ижевске. - Что ждет нас летом, неизвестно". По ее словам, завод выплачивает своим сотрудникам две трети ставки, но всего за три дня в неделю - в апреле работники предприятия сами подписали заявления о переходе на трехдневный режим. В итоге сотрудники получают чуть больше трети месячной заработной платы, или около 5000 рублей, что примерно равно максимальному размеру пособия по безработице - 4900 рублей.