"В праздники люди жалуются на шум, шпионов и инопланетян"

Вчера ГУВД Москвы отчиталось о своей работе в первомайские праздники. Основная мысль - в столице все спокойно. В этом на собственном опыте убедился корреспондент "Труда", который один из праздничных дней провел с экипажем группы немедленного реагирования (ГНР). Оказалось, что стрельба, погони и захваты - это для кино, в жизни все не так.

В реальной жизни ситуации в стиле экшн - большая редкость. Все намного прозаичнее: большую часть времени сотрудники ГНР улаживают семейные скандалы, разнимают драчунов, успокаивают галдящую молодежь и ездят по вызовам не вполне адекватных людей.

Спальный и приезжий

- С одной стороны, у меня обычный спальный район в 10 кв. км и населением в сотню тысяч человек, с другой - у меня тут конечная станция метро, железнодорожная ветка, маршрутки в Подмосковье и ежедневно тысячи приезжих, - рассказывает начальник ОВД "Новогиреево" Алексей Рагалев.

Как раз последнее обстоятельство и осложняет жизнь района. Обстановка обычно накаляется утром и вечером, когда в Новогиреево высаживается многотысячный десант работающих в столице жителей Подмосковья и соседних областей.

- На дорожку люди норовят зарядиться алкоголем, отчего и случаются все беды: или поскандалят с кем, или их ограбят, или они ограбят, - вкратце обрисовал районные будни Рагалев. - Вот это и есть хит-парад местной преступности.

Выездной спецназ

За порядком в Новогиреево следят по два экипажа ГНР и патрульно-постовой службы (ППС), три десятка участковых и сыщики угрозыска. Поскольку именно два первых подразделения чаще всего видят жизнь района без прикрас, Рагалев решил "усилить" мною на одно дежурство один из экипажей ГНР.

Эти группы в структуре милиции общественной безопасности появились в середине 90-х годов прошлого века. В отличие от ППС, которая прочесывает район только по определенному маршруту, экипаж ГНР ездит исключительно по вызовам с городского пульта 02. Впрочем, жизнь вносит свои коррективы.

- Пока нет вызовов, они у меня тоже патрулируют улицы, - объясняет Рагалев, одновременно вызывая по рации экипаж в отделение.

В экипаже три милиционера: старший наряда (обязательно офицер), водитель и "просто" милиционер. Все трое "заточены" под работу в жилом секторе: знают, как безопасно войти в здание, дом, подвал, подъезд, как подстраховать и прикрыть друг друга в перестрелке, как блокировать преступника. Каждый вызов для ребят особый: никто не знает, кто и чем их встретит в квартире, в офисе или во дворах. Именно поэтому экипаж вооружен автоматами и на каждый вызов облачается в тяжелые бронежилеты.

- Бронежилет - это не только защита, но и психологический фактор: вид вооруженного "робокопа в панцире" действует на людей успокаивающе, - улыбается Рагалев.

Вскоре к отделению на милицейской "Газели" подъезжает "мой" экипаж. Алексей знакомит меня с ребятами, и мы отправляемся в рейс.

- Чтобы люди не пугались, будешь милиционером-стажером, - определил мое место старший наряда Вячеслав.

Атомная бомба

Не успели отъехать от отделения, как уже ожила рация: "Угон машины: улица Магнитогорская, дом 2".

Во дворе дома к нам бежит пожилой мужчина.

- Утром оставил около "Седьмого континента" новенький джип Suzuki Grand Vitara, а теперь его нет, - причитает он.

Везем потерпевшего в отделение писать заявление. По пути он рассказывает о пропавшей машине, попутно проклинает кризис, угонщиков и свою беспечность. Выгрузив бедолагу у отделения, отправляемся патрулировать район.

- Угоны у нас случаются часто: приезжие бросают свои машины где ни попадя, а сами едут на работу на метро, - рассказывает Вячеслав.

Несмотря на праздник, обстановка на улицах спокойная.

- Это всегда так: или тихо, или шквал вызовов, - вступает в разговор водитель Вадим.

- На какие события чаще всего приходится выезжать?

- А их всего два: нарушения режима тишины, когда соседи делают по ночам ремонт, скандалят или во дворе галдит молодежь, либо бытовые ссоры, - говорит Вадим.

- А причина всегда одна - водка, - философски замечает Вячеслав.

По словам милиционеров, в районе есть несколько проблемных адресов, откуда вызовы сыплются постоянно.

- Это так называемые "синие" квартиры, где живут алкаши или психи. Они постоянно жалуются на инопланетян, шпионов и соседей, собирающих атомную бомбу на дому, - сетует Вадим. - Но вызов есть вызов...

Во дворе дома на Кусковской улице замечаем импровизированный пикник: компания взрослых с детьми накрыла стол и жарит шашлыки. Подходим.

- А в чем дело, командир? - удивляется молодой мангальщик. - Ведь можно использовать угли без открытого пламени.

- Открытый огонь и угли разрешены только в специально оборудованных местах в лесополосе и парках. На первый раз официально предупреждаю и прошу убрать мангал, - объясняет отдыхающим Вячеслав.

- Вот сволочь, все-таки настучала на нас, - бурчит мангальщик, поднимая голову к верхним этажам дома.

Как объяснил Вячеслав, большинство людей твердо уверены, что милиционеры не могут появиться случайно, их обязательно вызывают соседи-злыдни.

- Однажды мы проезжали мимо дома, где только что ограбили квартиру адвокатессы. Когда через 20 секунд после вызова мы появились перед ней, дама вполне серьезно обвинила нас в сговоре с грабителями, - смеется Вячеслав.

- А есть какой-то норматив по времени, в течение которого вы должны приехать по вызову?

- 5-7 минут. Но с учетом пробок выполнить его можно только ночью или в выходные, - объясняет Вадим.

А в глазах синева...

Рация предлагает нам уладить семейный скандал на Фрязевской улице. Как раз мимо этого дома мы и проезжаем в данный момент.

На лестничной площадке слышим ругань из квартиры. Звоним, открывают. Красное лицо, мутные глаза, многодневная щетина, майка-алкашка, трико с вытянутыми коленками: При виде милиции обладатель всех этих достоинств впадает в ступор:

- Как быстро приехали-то, а я думал, она шутит.

За спиной мужчины - жена, дочка и внучка. Дочь в похожем состоянии.

- Заберите его, - с трудом выговаривает она, пряча под халатом початую бутылку вина. - Бьет меня и матерится:

- Нужно заявление, - объясняет ей Вячеслав. - Заявление писать будете?

Дочь с трудом выводит слова на бумаге. Мужчина не сопротивляется, судя по всему, местное отделение уже давно стало для него родным. В машине его прорывает:

- Тварь такая, сама три дня дома не была, а я с внучкой сидел!

Оставив задержанного на попечение дежурного, отправляемся дальше.

- Обычное дело, когда родственники просят оградить их от домашнего тирана. Но мы можем подержать его у себя лишь три часа, - говорит третий член нашего экипажа Павел. - Потом опять все сначала.

Бомж на иномарке

На Зеленом проспекте мое внимание привлекает странная картина: бомж в лохмотьях что-то вытаскивает из салона довольно свежего серебристого универсала Peugeot-305. Вячеслав видит мой недоуменный взгляд.

- Это Сергей, местная достопримечательность. Когда-то он был богатым человеком, имел свой бизнес, да вот водка его и сгубила. Мошенники его споили, он подписал какие-то бумаги и остался без квартиры. А этот Peugeot - все, что осталось от той жизни. Сейчас он в нем и живет со своей подругой. А что тут сделаешь? Машина зарегистрирована на него, ничего противозаконного он не делает.

Через три часа патрулирования улицы и дворы Новогиреево сливаются у меня в один серый пейзаж, голова идет кругом от бесконечных поворотов и разворотов.

- Вот так у нас сутки и проходят, - улыбаются ребята. - Зато после дежурства трое суток отдыхаем.

Пишите

Ближе к полуночи - вызов на улицу Полимерную: старушка жалуется, что сын ей угрожает ножом. Дверь открывает пожилая женщина. На кухонном столе спит здоровый парень с кухонным ножом в руке. Судя по обилию пустых бутылок, праздник у него начался еще неделю назад.

Павел осторожно разжимает его ладонь и убирает нож подальше. Тут "сыночек" поднимает голову и долго не может понять, кто мы и что тут делаем. Сам может только мычать. Получаем письменное заявление, берем парня под руки и тащим его в машину.

- Бывает, что люди вызовут милицию, а самого скандалиста не отдают. Потом еще и на нас жалуются, - рассказывает Вадим.

- А в чем претензии?

- Да жалуются, что мы никого не забираем. А как мы можем, если они сами отказываются писать заявление? - объясняет Вячеслав. - При этом люди думают, что мы на все руки горазды, и вызывают нас то из-за каких-то домашних животных, то из-за соседей сверху, которые их затопили.

Покидая "Газель", слышу, как рация вновь вызывает группу на семейный скандал.

Фокус "Труда"

Зарплаты:

Базовые оклады милиционеров*

480 рублей - рядовой милиционер, служащий по военному призыву

3-6 тысяч рублей - сержант

10 тысяч рублей - лейтенант

17 тысяч рублей - майор

23 тысячи рублей - старший оперативник

20-22 тысячи рублей - начальник отдела с выслугой 25 лет

24-26 тысяч рублей - начальник управления

30 тысяч рублей - начальник Главного управления, генерал-полковник с выслугой 30 лет

150 тысяч рублей - средняя зарплата полицейского в странах Европы

*Без учета доплат, компенсаций и различных надбавок.

Рядовой сотрудник милиции должен иметь образование не ниже среднего, офицер - высшее.

Мнение

Алексей Бахромеев

Пресс-секретарь МУРа:

"Так ведь праздник же"


- В 99% случаев праздничная преступность - это бытовая преступность. Сценарий этой преступности всегда один. Люди отмечают окончание рабочей недели и праздники на работе, затем праздник плавно перетекает на улицу или в квартиры. Здесь люди продолжают активно выпивать, быстро приходят в невменяемое состояние и начинают вспоминать застарелые семейные, родственные или приятельские обиды. При самом "благоприятном" варианте люди сражаются кулаками или сковородками, а в тяжелых случаях - хватаются за ножи и пистолеты. Чаще всего дебоширы потом даже не помнят, что они вытворяли накануне.

Что касается классического криминала, то в праздники возрастает количество угонов и ограблений квартир, потому что многие люди надолго оставляют их без присмотра. Уличная преступность в этот период затихает благодаря традиционному режиму усиления.