МИХАИЛ ШЕМЯКИН: "Я ВЫНУЖДЕН БРАТЬ ЖУЛИКОВ ЗА ГОРЛО"

Обладатель докторских степеней университетов США, Европы, России, лауреат Госпремии РФ и всевозможных театральных наград, Михаил Шемякин не любит шумихи вокруг своего имени. Поэтому в день рождения не стал устраивать каких-либо торжеств, а провел его за работой в мастерской. "Труду" удалось побеседовать с художником в канун юбилея.

- Михаил Михайлович, не так давно вы перебрались из США, где прожили не один десяток лет, во Францию. Почему?
- Я сейчас много работаю с Европой и Россией. Во Франции, Англии, Венгрии, Болгарии открываются филиалы моего Института философии, психологии и творчества. С "Мосфильмом" у меня контракт на очередные десять фильмов из серии "Воображаемый музей Михаила Шемякина". В Самарском театре оперы и балета ставлю оперу "Король Лир", написанную другом юности, замечательным композитором Сергеем Слонимским. Скоро премьера.
- Почему бы вам тогда не обосноваться в Москве или Петербурге?
- Я обожаю Питер, считаю себя воспитанником петербургской культуры. Но сейчас это криминальная столица России. Вечером там опасно выходить на улицу. На многих моих знакомых были совершены нападения. Когда я бываю в этом городе, то живу почти рядом с Невским проспектом. У нас во дворе жуткая грязища. А с утра у помоек выстраивается очередь из стариков и спившихся молодых бомжей. Мне больно, что город, который является шедевром мировой архитектуры, доведен до такого плачевного состояния. Москву я плохо знаю, хотя по рождению я москвич. Мне не нравится суетный ритм московской жизни. Здесь много пошлости и высокомерия, совершенно неоправданного.
- В Европе тоже неспокойно, в том числе и для художника. Чем, например, закончился недавний судебный процесс против французских пиратов, которые работали "под Шемякина"?
- Я его выиграл. Обычно меня обворовывают по мелочам, то и дело приходится снимать с аукционов фальшивки, подписанные моим именем. Но этот случай особый. Главный обвиняемый, галерейщик Патрик Карпантье, открыл целую фабрику, где мои скульптуры непрофессионально копировали сериями, штамповали в бронзе да еще покрывали безобразной глазурью, очевидно, чтобы порадовать клиентов.
- И как наказали вора-галерейщика?
- Фальшивые скульптуры были конфискованы и под присмотром полиции и телекамер торжественно сброшены в пылающую доменную печь. А пойманный за руку Карпантье объявил себя банкротом. Я и по сей день не получил от него ни копейки компенсации. Серьезно этих ребят достать невозможно. Однако я вынужден брать жуликов за горло. Иначе будет катастрофа - они меня заклюют.
- Западные аукционные дома то и дело объявляют о новых рекордах в своих прибылях. Причем отмечают, что рынок стремительно расширяется благодаря новым покупателям из России. Вы радуетесь за новых русских?
- Я бы не стал радоваться за российских олигархов, якобы приобщившихся к чему-то хорошему. Одно дело, когда они приобретают Ван Гога, Айвазовского, Репина и других мастеров старой школы, и совсем другое, когда тратят деньги на "современное искусство". Этот рынок сейчас находится в руках так называемой художественной мафии, которая всем управляет через Sotheby's и Christie's. Директора этих аукционных домов время от времени сидят в тюрьме. Так, например, один из последних директоров Sotheby's в прошлом возглавлял сеть супермаркетов в США. Когда его спросили: "Господин хороший, как так получилось, что вы торговали зеленым горошком, туалетной бумагой и консервированным мясом, а сейчас возглавляете крупнейший аукцион по продаже предметов искусства?", он ответил, что живопись - такой же товар, как консервы, разница лишь в том, что цену почти на любую картину можно взвинтить до миллиона.
- А как вы уживаетесь со своей женой? Я слышал, что американки сетуют на русских мужей - дескать, неаккуратные, вещи разбрасывают...
- Я вырос в военной семье. Отец-кабардинец приучил меня к дисциплине. Поэтому вещи я не разбрасываю. Если бы я вел себя неаккуратно с теми миллионами предметов, которые окружают скульптора, это было бы страшное зрелище. Моя жена прекрасно говорит по-русски. Благодаря шотландским предкам она рыжая и немножко курносая, поэтому ее часто принимают за русскую. Сара мужественный человек - не побоялась поехать со мной в Афганистан на переговоры с талибами по освобождению русских военнопленных. Мало кто сможет выдержать тот адский режим работы и бесконечные переезды, которые я ей навязываю.
- Ваш военизированный костюм как-то отражает имидж? В сапогах не жарко?
- Нет. Военный прикид - это удобно: много карманов для разной мелкой ерунды. Сшито из прочного материала, так называемой "чертовой кожи". Я так одеваюсь и дома, и на людях, и даже для встреч с президентами. Я люблю работать по ночам. Объект, который пишу или леплю, освещаю прожекторами. Поэтому фуражка с козырьком здорово защищает глаза от излишнего света. Носить сапоги мне рекомендовали врачи. У скульпторов и художников часто бывают серьезные проблемы с венами на ногах.
А если бы я разрабатывал гардероб в соответствии со своим творчеством, тяготеющим к фантастике, то придумал бы что-то не хуже Сальвадора Дали. Отрастил бы чуприну, завил кольцами, перекрасил в розовый цвет. Сочинил бы себе метафизические усы, а сапоги разрисовал черепами. Но мне это не нужно. Творчество и жизнь следует разделять.
ДОСЬЕ
Михаил Шемякин, художник
Родился 4 мая 1943 года. Учился в средней художественной школе при Институте им. Репина в Ленинграде. В 1971 году эмигрировал. Многие годы боролся с пристрастием к спиртному, вместе с другом Владимиром Высоцким 9 раз "зашивался". 14 лет назад алкоголизм был преодолен. Шемякин - представитель русского авангарда, самобытно продолжающий традиции "Мира искусства". Сквозной темой его творчества, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал с маской Смерти в центре хоровода фантастических фигур. Особую известность получил цикл сатирических рисунков Шемякина по мотивам поэзии Владимира Высоцкого (Госпремия РФ за 1993 год). Женат на американке Саре Гамильтон. Дочь от предыдущего брака, Доротея Шемякина, тоже скульптор.