КАК Я БЫЛ ПАССАЖИРОМ ПОЕЗДА ГРОЗНЫЙ - МОСКВА

Тень бородатого бандита с оружием в руках, дурная слава маршрута, на котором долгое время составы подвергались грабежам и разбою, преследуют меня по пятам. Однако на перроне в Грозном среди пассажиров - ни одного бородача. Спросил начальника поезда Ноху Турлуева: вы что, перед поездкой бреете мужиков? Находчивый Ноха поддержал игру: "А как же. Не в горы народ везем - в Москву!"

ВОКЗАЛ. Свеженькое одноэтажное здание светло-кофейного цвета, вокруг - остовы разрушенных домов, горы металлолома и бетонных плит. Здесь шли самые ожесточенные бои. Вокзал тоже был снесен огнем и взрывами. С перемирием, наступившим после хасавюртовских соглашений в 1996 года, московские власти хотели прикрыть станцию Грозный и ограничить движение поездов из России до Гудермеса, что в 50 километрах от столицы республики. Но грозненские железнодорожники воспротивились. Они взяли в руки кирки, лопаты, мастерки и восстановили здание. Вторая война тоже не обошла вокзал. Бомбы и снаряды опять превратили его в руины. И снова работа в три смены, и - вот он, красавец-вокзал, не восстановленный, а, по сути, заново отстроенный.
Да, Грозный начал возрождаться именно с вокзала. Для простых людей связь с "большой землей" очень важна. Поэтому железнодорожную станцию обходят стороной бандиты - днем и ночью она серьезно охраняется. В этом я убедился сам. Только после тщательного досмотра меня пустили на перрон. Однако на этом проверки не закончились...
МИЛИЦИЯ. Она появилась, как только колеса застучали на стыках. Два крепких чеченца в черной униформе - транспортный отдел. Вежливые, предупредительные. Старший патруля поинтересовался документами, спросил, понравилось ли мне в его родном городе, пожелал счастливого пути и добавил:
- Если возникнут проблемы, найдете нас в соседнем вагоне. Но на чеченской территории никаких эксцессов не будет - это мы гарантируем.
- А дальше?
- Мы сопровождаем поезд до Минеральных Вод, а там вас поведет другая бригада.
- Часто приходилось задерживать подозрительных типов?
Старший патруля удивленно вскинул брови:
- Года два преступников ловим только на учениях...
Впрочем, за те пять часов, которые поезд плелся по однопутке через Чечню, наряд раз пять проходил по вагонам, проверяя пассажиров и их скарб.
Первая остановка - станция Ханкала. Тут располагается штаб 42-й гвардейской мотострелковой дивизии Минобороны РФ. Военный городок постоянно в тумане - вокруг него ездят спецавтомобили, ставя дымовую завесу. В небе то и дело проносятся штурмовые вертолеты Ми-24. От Ханкалы вплоть до Моздока (Северная Осетия) вдоль железнодорожной насыпи - пулеметные гнезда с боевыми расчетами. Их не так много. Года два-три назад окопы были чуть ли не через каждые 200 метров. Теперь они поросли травой. Солдаты охраняют наиболее уязвимые участки "железки" - мосты, подъездные пути к станциям и депо.
Вслед за охранниками в моем купе появляется вагоновожатая Зина Хабасова. Она сообщает о преимуществах поездки именно в этом вагоне. Оказывается, на протяжении всего пути я могу получить бесплатно два стакана чая и два раза пообедать в ресторане. Для непредусмотрительных пассажиров это очень кстати.
- А вот и Гудермес, - говорит Зина. - После него вы можете перекусить в ресторане.
Станция - как пряник. Стволы деревьев побелены, на перроне ни соринки, здание вокзала только что покрасили. Два флага развеваются на ветру - российский и чеченский. За границей станции замечаю необычную картину: горстка рабочих в оранжевых куртках сидит на пригорке, а один расстелил свое яркое одеяние на траве и бьет поклоны Аллаху.
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА. Стоп, машина! Станция Моздок. Наш поезд окружают вооруженные спецназовцы. Выходить на перрон нельзя. Стоянка около часа. Осетинские милиционеры и сотрудники других силовых структур проверяют каждый вагон. Выхожу в тамбур, достаю сигарету. Часовой тоже курит: есть повод завязать разговор.
- Для чего усиленная охрана? - переспрашивает он. - Так поезд-то ваш из Чечни прибыл, мало ли что в нем везут.
- А когда последний раз заранее сообщали о подозрительных лицах? - спрашиваю начальника поезда Ноху Турлуева.
- Хотя преступников в этом поезде еще не ловили. И гранатометы никто уже не перевозит. Да и зачем? Если злоумышленнику надо, он и в Москве оружие купит, - мой собеседник не может сдержать сарказма. - А что до подозрительных лиц, то недавно мне пришлось сдать в милицию на станции Прохладная одну девушку. До сих пор помню: она ехала в седьмом вагоне на 21-м месте.
- Шахидка?
- Да нет, любовная история. Парень у нее в Москве учится. Вот она взяла тайком у родителей 8 тысяч рублей, купила билет. Но строгий отец догадался и подал в розыск. Правда, чуть-чуть опоздал: поезд уже ушел из Грозного. Мне сразу сообщили про беглянку, а я уже действовал по инструкции - сдал ее.
ТРЕЗВЫЙ ВАГОН. В Минеральных Водах в соседнем купе поселилась девушка Оксана. Я записал и ее рассказ:
- Раза два в месяц мне приходится ездить в Москву. Чеченский поезд боялась, как огня. А потом произошла неприятная история: ко мне пристал пьяный мужик - еле отбилась. Даже милицию пришлось вызывать. Рассказала знакомому, и тот посоветовал ездить на грозненском "Тереке". Больше года я так и делаю и не жалею: чистота, порядок, обходительность и - ни одного пьяного!
НЕСКОРАЯ ПОМОЩЬ. В вагоне я познакомился с братьями - Арби и Анди. Они ехали в госпиталь Бурденко на операцию. Анди чувствовал себя настолько неважно, что на станциях пришлось вызывать "скорую помощь". Понятно, с каким нетерпением мы ждали прибытия в Москву. И вот - престольная. Правда, ни одного встречающего на перроне. Пассажиров встречали... сотрудники милиции с автоматами. Всех пассажиров пропускали через рамку и обыскивали. Картину дополнял огромный пес свирепой бойцовской породы - ротвейлер. Он обнюхивал каждого входящего в вокзал. К поезду, естественно, никого из встречающих не пускали. Даже санитаров "скорой"...